И до неба рукой подать

Сегодня российские гражданские авиаторы отмечают свой профессиональный праздник, и наконец вместе с ними могут порадоваться и тоболяки.

Спустя многие годы гражданская авиация касается нас своим крылом напрямую. Появился на нашей земле аэропорт «Ремезов», и местным жителям открылись небесные пути.

И до неба рукой подать, изображение №1

 

Напомним, аэропорт «Ремезов» построен при участии нефтегазохимической компании «СИБУР» в партнёрстве с Тюменской областью в рекордно короткие сроки – 2 года. Он оснащён взлётно-посадочной полосой длиной 2 400 метров, пропускная способность аэропорта составляет до 380 человек в час.

Благодаря новому аэропорту Тобольск соединён воздушными линиями с Екатеринбургом, Казанью, Красноярском, Москвой, Нижнекамском, Новосибирском, Омском, Санкт-Петербургом и Сургутом.

А свои судьбы с «Ремезовым» связали почти 200 человек. Геннадий Зубарев – один из опытнейших сотрудников нового аэропорта. Его лётная биография началась больше сорока лет назад и на десять километров западнее – ещё в старом тобольском аэропорту.

В авиации Зубарев с 1979 года – с того времени, когда многие его нынешние коллеги даже на свет не появились. А он уже повидал небо, облаков рукой коснулся. Тогда в Тобольске базировался авиаотряд, и многие местные мальчишки были окрылены мечтой о профессии пилота. Вместе с Геннадием за этой мечтой отправились восемь одноклассников. Семнадцатилетние мальчишки из школы № 13 год сидели за теорией в Кременчугском лётном училище, а затем прошли испытание небом.

– В Тобольске родился, здесь учился, сюда и вернулся, – коротко объясняет Зубарев. В книге Георгия Новикова об истории тобольской авиации есть фотография, датированная 1988 годом: первый вылет Геннадия Зубарева. Сам герой фотоснимка поправляет: – Это первый вылет как командира воздушного судна, до этого летал вторым пилотом.

А первый самостоятельный вылет, конечно, помнит и без фотоподсказок. Был март, были уверенность в себе и то самое чувство полёта, без которого пилота списывают по «нелётке». После первого самостоятельного купил товарищам папиросы: сам не курил, но такова традиция. Товарищи, как принято, расписались на пачке, но вещественная память о первом полёте, когда твой инструктор садится по правую руку от тебя, где-то затерялась… Отбор для неба был серьёзным, и Геннадий Зубарев говорит, что за все лётные годы ни разу не попал в аварийную ситуацию. В знак подтверждения отливает золотом нагрудный знак на форменном пиджаке, который до сих пор впору, – за безаварийный налёт тысяч часов. Впрочем, однокласснику Геннадия, одному из тех восьми, что уехали с ним в Кременчуг, пришлось испытать на себе, что значит отказ двигателя.

И до неба рукой подать, изображение №2
Экипаж Ми-8 доставлял ёмкость с топливом из Пурпе, когда случился отказ левого двигателя. Требовалась вынужденная посадка, но в эфире тишина, молчат недосягаемые диспетчеры. Диспетчеры далеко, а Гена Зубарев, друг и одноклассник командира вертолёта Виталия Чарушникова, – рядом, на расстоянии радиоволны, служит посредником для связи с диспетчером Тарко-Сале. Посадка была благополучной, но оба друга запомнили её на всю жизнь…

Запомнили на всю жизнь и летящую под ноги тайгу, и зверя, бегущего по ему одному ведомым тропам, и облака, которых можно коснуться рукой.

– Что самолёт – он набирает высоту и видишь только лоскутное одеяло под ногами. А из вертолёта всё как на ладони: и реки, и деревья, и олени. Да что олени – облака можно трогать! Какие они? Мокрые, – улыбается пилот.

Тогда, в пору активного освоения нефтегазовых месторождений, тобольские экипажи сновали между северными населёнными пунктами, и авиаотряд насчитывал несколько сотен человек лётного состава, пять эскадрилий. «Восьмёрка» Зубарева чертила маршруты и в низком северном небе, и в небе над Тобольским районом – до Заболотья летом и сейчас без крыльев не добраться.

Годы летели, Геннадий Зубарев налетал больше 7 600 безаварийных часов и вышел было на пенсию. Но какова она, земная жизнь пилота? Всё та же – ближе к небу и самолётам. После смутных перестроечных времён он стал заместителем генерального директора «Тобольскавиа», а после – начальником посадочной площадки «Тобольск». А потом узнал, что город планирует обзавестись новым аэропортом, и отправил своё резюме. Теперь в кабинете инженера-инспектора отдела по безопасности полётов и качеству аэропорта Зубарева окно с видом на современный, красивый аэровокзал.

– У нашего «Ремезова» есть своё лицо, не сравнить, например, с тюменским аэропортом, – с гордостью говорит Геннадий Зубарев и вспоминает: – Когда только пришёл сюда на работу, удивился контрасту с оборудованием, с которым мне приходилось работать прежде: современное оснащение, новейшая аэродромная техника.

Нет, Геннадий больше не поднимает тяжеловесные махины в небо поворотом рычага, не бежит больше ему под ноги зелёное таёжное море. Теперь он ещё крепче стоит на земле и украшает её, как умеет. Оставил по себе в старом аэропорту хорошую память и… лес. У старого места работы Зубарев и его сослуживцы высадили более ста сосен, липы, берёзы, ели. Шумит «роща Зубарева», а тихие охотники полюбили собирать там маслята. Но самое дорогое сердцу деревце растёт не у старого аэропорта, а во дворе дома – Лизина ёлка, посаженная в день рождения внучки.

Небо сближает, и у авиаторов Тобольска есть замечательная традиция: большой весёлой компанией встречаться дважды в год. Они рассказывают свои крылатые истории, вспоминают о тех, кого больше нет с ними и делятся рассказами о своём месте в земной, как они говорят, жизни. Но инженер-инспектор отдела по безопасности полётов и качеству аэропорта «Ремезов» Геннадий Зубарев пропустит эту встречу с товарищами: он отправился на церемонию награждения в Москву. Накануне праздника его отметили наградой премии «Воздушные ворота России – 2023». Награду получили и его коллеги – начальник службы информационных технологий и связи Сергей Радченко и руководитель юридической службы Татьяна Павлик.

Читайте также: