100 лет гражданской авиации отмечают сегодня в России

Тобольским авиаторам есть что вспомнить в день столетия гражданской авиации России, в наших краях её история пишется с далёких 1930-х годов.
Увидели тоболяки воочию первый полёт аэроплана ещё в 1914 году на Панином бугре, даже гривенник заплатили за просмотр необычного зрелища.
Потом только через 10 лет тобольские зеваки встречали самолёт «Юнкерс», который совершал марафон по маршруту «Свердловск – Тюмень – Тобольск – Ирбит – Свердловск».
В мае 1932 года на слиянии Иртыша и Тобола выполнил посадку гидросамолёт Ш-2 (его ласково называли Шаврушкой). «Ясным солнечным днём на мысу собралась многочисленная публика, не только весь персонал только что открытого гидропорта, но и горожане, и жители деревни Татарские Медянки. Все ждали первого «клиента»», – так описывала события «Тобольская правда».

Аэропорт «Тобольск» был обустроен к 1937 году там же, на слиянии рек, рядом с деревней Татарские Медянки. До 1962 года он оставался запасным, промежуточным аэродромом для Тюменской авиагруппы Уральского управления гражданского воздушного флота, с коллективом от 20 до 50 человек, сообщает в своей книге «Труженики неба» Алексей Василишин, один из командиров Тобольского авиапредприятия. В начале 1960-х начинается бурное нефтегазовое освоение Западной Сибири, в связи с чем принято решение о строительстве полноценного аэропорта для малой авиации в Тобольске, которая в первую очередь решала проблему круглогодичного снабжения и развития нефтегазовой отрасли.

В 1962 году в аэропорту были построены металлическая взлётно-посадочная полоса 40*1600 метров и две запасные грунтовые полосы, а также все необходимые наземные сооружения. В этом же году в Тобольске появилось отдельное звено самолётов в составе трёх Ан-2 и пяти Як-12.

И вот уже в Тобольск слетаются опытные и совсем молоденькие пилоты со всего Советского Союза, выпускники лётных училищ гражданской авиации. В 1965 году у нас создана Тобольская отдельная авиаэскадрилья, командиром которой назначен Иван Каяшев (из книги «От рассвета до заката…или 30 лет на крыльях и без них!» Георгия Новикова). У предприятия имелось уже восемь самолётов Ан-2 и шесть Як-12, в аэропорту трудились 365 сотрудников (в т.ч. пилотов). В 1968 году лётная эскадрилья преобразована в 293 лётный отряд, так появился Тобольский объединённый авиаотряд, первым руководителем которого до 1970 года оставался Иван Каяшев. После командиром Тобольского авиаотряда стал Михаил Шаповалов до 1981 года, затем несколько лет – Владимир Городилов, и до 1992 года, когда прекратил существование Тобольский ОАО, – Алексей Василишин.

Но до этого печального момента в местной лётной истории ещё было немало замечательных страниц и достойных имён. И сейчас пилоты вспоминают, как в 1968 году появился в нашем аэропорту первый вертолёт Ми-4 (экипаж Николай Тельный и Василий Афанасьев), как в 1974 году пригнали первый Ми-8 (командир воздушного судна Юрий Мальков, второй пилот Геннадий Ковзан, бортмеханик Павел Журба, инструктор Василий Горячев), тогда это было настоящее событие, многие приезжали в аэропорт поглазеть на чудо-технику. И газета «Тобольская правда» постоянно рассказывала о жизни в аэропорту, самолёты и вертолёты, о лётчиках…

Только посмотрите на цифры из книги Алексея Василишина: в 1976 году Тобольское авиапредприятие имело 24 самолёта Ан-2, шесть Ан-24, 16 вертолётов Ми-8 и 12 вертолётов Ми-2, 1 290 сотрудников. А в 1984 году уже 1320 человек трудились в аэропорту, и наверняка это было одно из самых крупных предприятий в 70-80-е годы в Тобольске.

В 90-е годы авиапредприятие становилось филиалом то одной компании, то другой, были большие финансовые трудности, но до сих пор старый аэропорт «на крыльях». Сегодня на посадочной площадке в Татарских Медянках слышен гул вертолётов, и так же совершает полёты в малом небе для промышленных предприятий небольшая вертолётная авиаэскадрилья в 40 человек под командованием Юрия Чечулина.

Читайте также: