Дорожники держат оборону против снегопада

фото Веры Хохловой

В этом году дорожники уже выдержали мощный напор первых ноябрьских снегопадов. И выдержали легко, без напряжения, так как давно закалены причудами погоды.

Они встают в 5 утра, а в 7   уже на линии: сгребают снег, грузят в его в кузовы  машин…  В общем, работа до седьмого пота. Хотя они сами считают её обычной и привычной, правда, добавляют при этом: «Кто, если не мы».

А между тем горожане не перестают возмущаться, выливая ушат грязи в соцсетях в адрес дорожников. Одни говорят, что те не готовы к чересчур снежной зиме, другие высказывают недовольство по поводу скользких тротуаров.

Мы решили посмотреть, как на самом деле обстоят дела с уборкой дорог в Тобольске, и отправились в рейд по проспектам и улицам на специальном  автомобиле с  надписью  «Служба дорожного контроля» на борту. Нашим гидом в поездке стал прораб Александр Косолапов.

Задача поставлена, задачу выполним

Проезжаем Комсомольский проспект, проспект Менделеева и улицу Полонского. Автомобили, автомобили, а вот дорожной техники нет, как нет и снежных валов вдоль обочины, а это первая примета того, что  дорожники здесь уже побывали. Едем дальше. По ходу движения Александр объясняет, что работа на дорогах идёт круглые сутки: ночью дежурит две единицы техники, днём на линию выходят пять комбинированных дорожных машин и четыре МТЗ. Следующая остановка – сквозной проезд из 10 микрорайона в 4-й. И здесь всё расчищено, осталось вывезти грязный снег, собранный в валы.

— Мы стараемся быстрее вывезти эти валы. Вот, к примеру, сегодня плюсовая температура, а завтра резко похолодает, и кучи снега превратятся в лёд, а это добавит хлопот. Его ведь  придётся ломать, да и в кузов автомобиля его войдёт значительно меньше, — вводит в курс дела прораб.

А между тем два МТЗ  идут друг за другом по улице Северной, подметая дорогу.

— Красиво идут, — замечаю я.

— Чисто метут, — говорит с профессиональной точки зрения Александр.

Машинисты Дмитрий Дубровин и Максим Бортвин, почти как двое из ларца, пружинисто выпрыгивают из кабин своих МТЗ, вот что значит молодость. У каждого за плечами  стаж работы в ДРСУ-6: у Дмитрия 4 года, у Максима — 6 лет.  Каждому любовь к профессии привили отцы. Как рассказал Максим, родом из Вагая, если кого-то из ребят с их двора поощряли за хорошую учёбу поездкой в город или  конфетами, то для него лучшей наградой было поехать с отцом в поле.

– А если повезёт, то отец позволял порулить, — вспоминает он. Так с 8 лет трактор стал для него и хобби, и мечтой. А придя работать в ДРСУ-6, он, который был «на ты» с механизмами,  легко переучился на МТЗ. Путь Дмитрия в профессию тоже предопределил отец, трудившийся трактористом на этом же предприятии.

— Ох и скучная, наверное, у вас работа? Каждый день одно и то же, только дороги меняются, — интересуюсь у ребят.

– Было бы скучно и неинтересно, ушли бы, — ответили они. Замечу, что такой ответ пришлось  услышать  в этот день ещё не раз.

А дороги у них действительно разные. К примеру, сегодня задача перед ними поставлена убрать улицы Северные — 1,2,3,4, 5, Октябрьскую и Ремезова, а также Кондинскую, Мельникова и Нефтехимиков. Объёмы немалые, но в ответ звучит по-солдатски чёткое: «Задача поставлена, задачу выполним».

На войне, как на войне

С выпадением зимних осадков тобольские дорожники открывают своеобразную войну против снега. Если прогнозируется штормовое предупреждение или сильные осадки, то сотрудники переходят на авральный режим работы, выделяются люди, полностью мобилизуется всё предприятие, определяется, сколько спецтехники выйдет на линию, на каком участке необходимо укрепить позиции. Сегодня ДРСУ-6 в ответе за 270 километров тобольских дорог в нагорной части и в отдалённых микрорайонах, при этом  только проезжая часть составляет 97 километров.

В начале каждого дня ответственный, а это как раз наш гид Александр Косолапов, объезжает весь город. От его профессионального взгляда не ускользает ни один нюанс: накопление большого числа валов, образование наледи, грязное месиво на проезжей части — всё берётся им на карандаш,  и после этого не проходит часа, как туда направляется десант.

— Много ли человек может против стихии? – спрашиваю Александра.

— Сам -то человек немного, но у него есть техника, — считает он

Широким фронтом

Главные магистрали чистятся, по словам Александра Косолапова, командным методом, то есть друг за другом идёт до пяти единиц спецтехники. Главная задача — пройти по всей ширине дороги, чтобы не оставить ни малейшего островка снега. Именно такую картину наблюдали мы на улице Ремезова. Машины неторопливо едут одна за другой, наматывая круг за кругом. После них остаются длинные снежные валы – это необходимо для удобной работы снегопогрузчика. За штурвалом лапового погрузчика 19-летний Григорий Фролов, чуть раньше, в районе рощи Журавского, мы встретили его отца, который выравнивал валы на маленьком погрузчике. Семейный подряд.

Григорий, несмотря на юный возраст, управляет  своим железным конём умело. Кажется, погрузчик, как улитка, ползёт еле-еле, но  не успели отвернуться, как кузов «КамАЗа» уже полон, и на погрузку тут же встаёт другой.

— В нашем деле ведь не скорость нужна, а качество уборки. Бывает, когда снега много, мы проходим с ним  в день от силы 150-200 метров, а когда мало, как, к примеру, сегодня, то километр можем одолеть, — рассказывает Григорий и добавляет, — мы делаем свою работу. Тот, кто понимает,  видит, что проводим уборку улиц хорошо.

С ним трудно не согласиться.

Честная работа

На обратном пути мы сворачиваем на Кондинскую, где одиноко сгребает грязный снег в большие кучи машинист МТЗ Игорь Гузеев, один из братьев, работающих в ДРСУ-6. На линию он попал не сразу, вначале слесарил — как говорится, прощупал руками разную дорожную технику. Своё решение пересесть на МТЗ он объясняет с юмором: «Здесь чище. И интереснее». Видимо, увидев на моём лице недоверие, сообщает: «Да, интереснее. Я, когда приступаю к чему-то новому, в первую очередь ориентируюсь не на заработки, а на то, будет ли мне интересно. Здесь я не ошибся, а если разочаруюсь, уйду».

Игорь, впрочем, как и вся команда ДРСУ -6 привык делать работу честно, а значит, ответственно, но… Такого же ответного отношения, к сожалению, он и его коллеги, не встречают со стороны автомобилистов.

— Брошенные автомобили у обочин – большая проблема, — сетует он. — У нас всех ругают: и милицию, и врачей. Но если что-то случается, то бегут в поликлинику или в милицию. Так же и с дорожниками. А сами люди? Вот только что кто-то поставил машину у снежного вала, а в результате  трактор туда подъехать не может.  Сигнализации нет, приходится огибать. Это задерживает нашу технику. Ладно задерживает, мы — то проедем, он тоже уедет, а неубранная куча и грязь останутся, и скажут, что мы плохо убираем.

Но различные нюансы в работе не в силах испортить Игорю настроение, он вкладывает в дело  душу, по-другому, говорит, не может,  и город свой любит также искренне. По молодости он как-то считал его захолустьем, а когда побывал в других местах, решил, что от добра добро не ищут и передумал уезжать.

— К нам родственники приезжают из других городов и удивляются, какой у нас чистый и ухоженный город. Мне кажется, это и есть показатель работы городских служб, в том числе и нашей.

Вам может также понравиться...