Законный взгляд

фото Дарьи Федотовой

Молодому сотруднику Тобольской прокуратуры времени на раскачку не дали. На слуху ещё громкая история с подрядными организациями, руководители которых задолжали своим сотрудникам не один миллион рублей. С первых дней службы Виктория Бачинина оказалась в гуще этих событий.

Ей поручили заниматься надзором в сфере соблюдения трудовых прав граждан. «Такое большое количество обращений граждан для меня было в новинку. Даже в институте, когда я проходила практику, связанную со следствием в прокуратуре Центрального административного округа Тюмени, с таким не сталкивалась», – рассказывает Виктория.

С первого дня трудоустройства (а это примерно за 1 год и 2 месяца) помощником прокурора рассмотрено 462 (!) жалобы, практически по всем проведена соответствующая работа и ещё несколько находятся в производстве. Сегодня молодой сотрудник надзорного ведомства отвечает за вопросы в сфере ЖКХ. Это многогранная отрасль, как по своей структуре, так и по законодательным нормам, соответственно, и обращения граждан достаточно разнообразны. С наступлением отопительного сезона увеличились жалобы на повышение платы за коммунальные услуги, в основном от людей старшего поколения, которые испытывают затруднение в расшифровке квитанций за ЖКУ.

И помощнику прокурора зачастую приходится выступать в качестве консультанта.

– Поначалу было сложно. Жилищно-коммунальное хозяйство само по себе считается непростым направлением, а для молодого сотрудника с ходу вникнуть в жилищное законодательство и прочие правовые нормы данной сферы – задача архисложная. Если в трудовых правоотношениях в основном всё завязано на Трудовом кодексе, где всё расписано, то о Жилищном кодексе так не скажешь. К тому же помимо кодекса работу ЖКХ регулируют множество иных правил, очень много постановлений правительства, федеральных законов. Честно говоря, мне много приходится изучать с нуля. К примеру, то же теплоснабжение регламентируется определённым законом. Тем не менее мне интересно, каждое обращение моделирует нетиповую ситуацию, – рассказывает Виктория Бачинина.

Ситуации и подходы

Не так давно в прокуратуру обратились собственники многоквартирного дома. За год до этого в их доме был проведён капитальный ремонт, во время которого помимо всего прочего поменяли лифты. Списанное оборудование собственники решили сдать на металлолом, а вырученные 60 000 рублей поручили хранить управляющей компании- на всякий хозяйский случай. Через год этот случай произошёл: жильцы решили использовать заначку на обустройство дворовой территории, только вот деньги управляющая компания благополучно потратила. Надзорный орган это обращение принял в работу без промедления, и благодаря прокурорскому вмешательству деньги были возвращены собственникам.

Со слов Виктории Бачининой, таких случаев нецелевого использования средств собственников не так много, а вот жалоб на ненадлежащее оказание услуг управляющими компаниями достаточно. К примеру, сплошь и рядом с крыш многоквартирных домов свисают над головами прохожих ледяные глыбы и не везде их вовремя спешат убрать.

Работая по заявлениям, помощнику прокурора приходится быть готовым к любым ситуациям. Допустим, в ведомство обратился гражданин с жалобой на плохое качество проведённого ремонта крыши в многоквартирном доме. Чтобы убедиться в достоверности сообщения, Виктории пришлось лично осмотреть указанный объект: «Много уже где пришлось самой полазить – и по подвалам, и по крышам. Работать проще, когда уже представляешь, о чём идёт речь».

Кроме города к надзорной территории относится и Тобольский район, откуда тоже нередко поступают сигналы. За недолгую практику довелось уже разбираться с такими ситуациями, когда в населённом пункте отрезали от системы водоснабжения целый участок жилого частного сектора. Были выявлены нарушения в действиях организации, предоставляющей услуги водоснабжения. И как итог – руководителя этой организации обязали устранить допущения и привлекли к административной ответственности. Виктории Бачининой довелось участвовать в сходах граждан. И она отмечает, что с сельским населением работается немного иначе. Жители села более открыты в общении. Хотя вопросы всё те же, в основном касающиеся качества водоснабжения, отопления и прочих услуг.

Прошлым летом совместно с общественной палатой Тюменской области, региональным управлением строительства, областной Госжилинспекцией помощник прокурора выезжала в деревню Башкову, где в трёх многоквартирных домах были выявлены нарушения допущенные застройщиком при возведении объектов. С похожей проблемой разбирались и по многоквартирному дому в Абалаке, где также все недочёты строительства стали выявляться, когда сроки гарантийных обязательств застройщика заканчивались. Как отметила Виктория Игоревна, в этих ситуациях самый действенный способ разрешить вопросы между собственниками жилья, управляющей компанией и застройщиком – это обращение в суд. Полномочия прокуратуры не безграничны, она не может подменять своим контролем работу других ответственных структур, есть также определённые критерии, позволяющие надзорному ведомству обратиться в судебную инстанцию.

Хотя основанием для проведения прокурорской проверки и принятия мер может быть любая информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер. Таким основанием могут быть обращения граждан, сообщения в СМИ и так далее. Источниками информации становятся даже паблики, где пользователи страниц социальной сети обсуждают между собой ту или иную проблему. К примеру, в начале отопительного сезона в прокуратуре внимательно изучала все сообщения такого рода об отсутствии тепла в квартирах горожан, и были случаи, когда принимались меры реагирования по указанным адресам.

Невозможно отследить абсолютно всё и не всегда люди идут в прокуратуру. Причины тому разные, но чаще всего это происходит из-за незнания гражданами своих прав. «А прав сегодня у граждан очень много. Да, к нам обращаются люди, которые хорошо ориентируются в нормах законодательства. Но немало и тех, кто просто их не знает. Хотя, я считаю, повышать свою правовую грамотность необходимо каждому. Люди должны знать свои права и обязанности», – отмечает Виктория.

Читайте также: