Территория поэзии. Попытка утешения

фото Дарьи Федотовой

Второй сезон проекта международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» и компании СИБУР «Территория поэзии» завершился моноспектаклем Александра Филиппенко «Окно, горящее в ночи».

Свеча горела на столе. Свеча горела, и отсвет её гладил лепестки белых роз и ослепительно сиял на бумажных листках, с которых осыпались буквы. Буквы складывались в слова, те – собирались в узнаваемые стихи, иногда – давно забытые, иногда – тут же подхватываемые с листа, с голоса рассказчика с полузвука.

Кажется, что 1950-е-60-е годы далеки от сегодняшнего дня. Но для меня они близки, я – живой свидетель того времени, как и мои авторы! И мне не хочется, чтобы современники XXI века воспринимали то время искажённо, — говорит народный артист России Александр Филиппенко и учит своего зрителя медленному чтению: – Не пролистнуть нетерпеливою рукою, а задержаться, прочитать и перечесть.

О, это настоящий талант! За простыми эпитетами, за легкомысленными метафорами обнаружить потайные пружины и обнажить острый, порой хлёсткий, а иногда и опасный контекст. Удивительный проводник по стихам и прозе второй половины XX века ведёт нас секретными тропками, мы замираем перед новыми открытиями, усмехаемся давно известным шуткам времени. Это только кажется, что каждое звучащее слово давно обкатано, взвешено в руке. Здесь, в большом зале Тобольского драматического театра зрители будто идут по снежной целине. Не по протоптанной дороге, а ставя ноги у следа, рядом с Филиппенко. Рядом с Пастернаком, Высоцким, Евтушенко, Левитанским, Солоухиным, Бродским, пилигримами…

фото Дарьи Федотовой

Свеча горит на столе, и узкое её длинное пламя тянется сквозь время, бросая отсвет на повороты судеб, на изломы истории. Ухо отвыкло от стихов, объясняет Александр Филиппенко. Современный человек их не слышит, а если и слышит, не всегда понимает их истинный смысл. Завершающий вечер музыкально-поэтического проекта Александр Филиппенко назвал попыткой утешения. Помните, как у Левитанского: мол, словно мы заново листаем эти страницы, и всё это было,  бывало, а вот обошлось же.

Листали 60-е, 70-е, 80-е… Слабое свечное пламя оказалось неумолимо к жестоким тайнам истории, обожгло и зрителя. Мы, очевидцы XXI века, имеем немыслимое для современников 70-х и 80-х преимущество: читаем эти стихи без купюр и цензуры.

– А что делать нам, обожжённым метафорами? – спросили в зале.

– Каждый выбирает для себя, – отвечает Филиппенко словами всё того же Левитанского. Дорогу каждый выбирает для себя сам.

Читайте также: