Нацпроект «Культура». Год театра. Время собирать камни

фото Дарьи Федотовой

Пришло для Свободного молодёжного театра. И не только камни, но и артефакты, на поиски которых актёры СМТ отправились в рамках творчества в лаборатории перформативного театра.

И камни, и артефакты лягут в основу нового спектакля, куратором и режиссёром которого стала Анастасия Нефёдова, главный художник Электротеатра Станиславский (Москва). Анастасия начала работу в Тобольске не с нуля: участники проекта заранее прислали видеозаписи с мини-рассказами о себе.

Нацпроект «Культура». Год театра. Время собирать камни, изображение №3

– Из видео, присланных ребятами, я услышала, что самая важная часть их жизни проходит в театре. Он – сокровенное место для них. И это не просто дом. Это место силы, – объясняет Анастасия. – И у меня сразу возникла ассоциация с садом камней, потому что он – сокровенное место для японца. Актёров в спектакле – 13, это отличное число, чтобы создать сад камней.

Итак, в Тобольске появится сад камней. Что-то, чего здесь ещё не видели: спектакль-перформанс, спектакль-ландшафт, спектакль, не имеющих чётких временных границ и постоянно меняющий пространство вокруг себя.

В итоге арт-лабораторий, созданных в тобольской театральной среде благодаря сотрудничеству международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» и компании СИБУР, мы уже познакомились с вербатимом и иммерсивным театром. Что нас ждёт 21 декабря?

Ольга Солодова и её наличник

– Сегодня зрителям недостаточно просто сидеть и смотреть. Они хотят быть участниками, хотят вступать в диалог. Практика предыдущих лабораторий показывает, что людям нравится говорить, делиться своей историей. Что ж, в этом спектакле мы будем гораздо ближе к своему зрителю, – обещает директор и режиссёр Свободного молодёжного театра Ольга Солодова. – Это даже не спектакль в привычном понимании: он ломает представления о традиционном театре, стирает четвёртую стену, которой артисты отъединяются от зала. Будет соучастие, взаимодействие, диалог. Не столько вербальный… Зрители, помимо впечатлений и эмоций, смогут унести отсюда и что-то материальное. Или оставить. Как им захочется.

Если вы ещё не заинтригованы грядущей премьерой, посмотрите на то, что Анастасия Нефёдова зовёт артефактами. Становится ясно: быть артистом – по-настоящему тяжёлый труд. Среди мелочей и милых пустячков лежит тяжёлая мраморная доска. Хрупкая внешне, но крепкая духом Екатерина Хазова нашла её, засыпанную землёй, у Спасской церкви. Второй артефакт, проще и легче, она принесла с ночной Курдюмки.

Каждый из тринадцати принёс два артефакта: с места, которое он любит, и с места, где он никогда ещё не был. Ольга Солодова, например, нашла резной наличник, впервые гуляя по Казачьему взвозу. Впрочем, артисты собирали не только артефакты, но и истории. Но, в отличие от вербатима, мы услышим их собственные истории и – в их новом свете – увидим другой Тобольск.

Кто-то родился в этом городе, другой приехал совсем недавно, один знает каждый переулок и каждое дерево, второй с трудом ориентируется в паре улиц, но каждый из них положит в историю о Тобольске своё слово, свою эмоцию, свой камень.

Как раз этим и заняты все тринадцать. Из подручных средств и дорогих сердцу вещей, из артефактов и повседневности они лепят каждый свою историю, каждый свой камень.

Устроившись на полу среди старых газет, актрисы СМТ Анжелика Линднер и Зуля Стадник соединяют предметы разных фактур и функционала. Анжелика пробует втиснуть свою историю в телевизионные рамки в буквальном смысле – в коробку от старого телевизора. Зуля, обыкновенно собирающая истории для своих книг, старается, чтобы и камень её был многогранным, каждым ответвлением впитывающим отзвуки городских легенд.

Анастасия Нефёдова же ткань повествования не тянет на себя: идею тобольского сада камней развивают и наполняют жизнью сами артисты.

– Для меня это вызов: я театральный художник, а не актриса, не режиссёр. Мне было интересно предложить ребятам пространство для игры, для фантазии, чтобы они смогли открыть для себя возможности работы для художника, режиссёра. Чтобы поняли – они могут всё.

Мы хотим развернуть ландшафт, и наши зрители получат невероятный мир. И не только участники театральной лаборатории будут наслаждаться своим творчеством. Зрители многое узнают, услышат о Тобольске, по-другому посмотрят на людей, которые живут в одном городе с ними.

Другой важный момент: это не будет спектакль на один просмотр. Как и любой сад, ландшафт меняется. В этих изменениях могут участвовать и сами зрители.

История города – многолика. Можно в городе раствориться, можно жить параллельной жизнью, а можно унести его с собой. Хочется, чтобы этот садик стал остановкой в Тобольске – паузой, в которой каждый сможет найти что-то важное для себя.

Слушать тишину / истории Тобольска / себя, снять камень с души или самому стать камнем в этом саду можно будет в Свободном молодёжном театре 21 и 22 декабря.

Читайте также: