«Онегин» нашего времени

– Ваш кремль лучший из кремлей, которые я мог увидеть за свою жизнь, – сказал Сергей Чонишвили с главной сцены Тобольского драматического театра.

– Ваш «Онегин» – лучший из тех, что мы видели в Тобольске, – могли бы сказать зрители.

Третий сезон «Территории поэзии», совместного проекта международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» и компании СИБУР, завершился: своё прочтение «Евгения Онегина» представили «САМи».

«Содружество актёров, музыкантов и…» – сами ставят, сами играют, сами музыку к спектаклям пишут. Режиссёр Наталья Семёнова и композитор и скрипач Алексей Айги уже сочинили три спектакля: «Магия музыки, магия слова», «Гамлет Story» и «Онегин». Пушкинскую историю и привезли в Тобольск.

Только энциклопедию русской жизни перелистали по-своему. Как там у Александра Сергеевича: «воображенье свой пёстрый мечет фараон»? «САМи» взяло колоду пушкинскую, а расклад оставило за собой. И в ход пошли пушкинские эпиграммы, набоковские комментарии, стихи наших современников, видеоряд и… музыка Айги, исполненная ансамблем «4’33».

Даниил Страхов

Даниил Страхов

 

-У меня случилось короткое замыкание, когда я услышал об идее соединить «Евгения Онегина» с музыкой Айги, – вспоминает первые впечатления Даниил Страхов. – Пушкин – он же, с одной стороны, весь в позолоте, с полным правом возведён нами на пьедестал, а с другой – живой, настоящий – словом, гений. И Лёша Айги, талантливейший современник, наш товарищ. Но получилось… чудо!

Сквозь ноты музыки Айги нет-нет да и поглядывал Чайковский, но динамичная, более привычная современному уху, она задавала совершенно иной ритм онегинской строфе и позволила услышать со школы известные стихи совершенно по-другому.

Искренняя Татьяна – Ирина Пегова, чрезмерно лиричный и поэтичный по нынешним временам Ленский – Сергей Шнырёв; роль Онегина будто специально написана для Даниила Страхова. Ну, и Сергей Чонишвили – за автора: он уже знает, каков финал истории, и потому ироничен, а порой суров к персонажам.

Сергей Чонишвили, Ирина Пегова, Сергей Шнырёв
 
Что значит Онегин – «лишний человек»? – спрашивает Чонишвили (или автор?) у зрителей на традиционной встрече после спектакля. – Каждое поколение – потерянное поколение, и в каждом есть так называемые лишние люди. Мы говорим как раз о том, что нужно избавляться от штампов и заезженных словосочетаний.

И избавляются. Сдувают пыль стереотипов, комментируют не ясные в 21-м веке феномены, раскладывают пушкинские строки в живом сюжете. Онегин в свете новом, но, думаем, не искажённом.

– У нас нет запылённых полок со стихами старых поэтов… Все они живые и свежие до сих пор, если листать их страницы правильно, – поясняет Страхов. – Впрочем, у нас есть новый спектакль – «Культурное вторжение», там звучат и стихи современных нам поэтов.

«САМи» поставили, сами положили на музыку и, может даже, привезут в Тобольск. Это и правда стоит смотреть.

Читайте также: