Выставка Петра Сургучёва “Светопись” открылась в Тобольском драматическом театре

фото Ольги Мачитовой

Арт-резиденция «Ершовка» открыла свои двери для новой экспозиции: в фойе Тобольского драматического театра имени П.П. Ершова разместилась фотовыставка «Светопись» протоиерея Петра Сургучёва.

«Светопись» – потому что фотохудожник уверяет: всю работу делает свет, а задача мастера – уловить красоту момента и нажать на кнопку. Более того, автор пяти десятков работ, представленных на выставке, заявляет: выставка сия состоялась благодаря свету и… техническому прогрессу.

Позвольте представить:

протоиерей Пётр Сургучёв, приходской священник храма Казанской иконы Божьей Матери из села Сараево Ивановской области. Родился в Москве, окончил механико-математический факультет МГУ, работал в Институте физики Земли как учёный-сейсмолог. Крестился уже взрослым и в 1993 году стал священником. Храм в селе Сараево достался ему разрушенным, на его восстановление ушло десять лет.

До того отец Пётр уже бывал в Тобольске дважды, и было тогда хорошо и холодно: первая сибирская столица встретила гостя тридцатиградусным морозом. В этот свой визит священник пришёл по мартовской слякоти, и полы его подрясника красноречиво свидетельствовали о длине проделанного пути.

Так, в подряснике и шлёпанцах на босу ногу отец Пётр прошагал многие вёрсты, а в походном рюкзаке, требовательном к весу, место еды и вещей для комфортного привала туриста занимала фотокамера.

Начиналось фотоувлечение с чёрно-белых кадров, пойманных в объектив «Смены-8», а потом, когда в руки отца Петра попал цифровой фотоаппарат, продолжилось цветными фотографиями – окнами в залитый светом, живой, красочный мир. Театрального зрителя, пересекающего фойе, эти распахнутые окна застанут врасплох: свет, венчающий головки играющих детей, нежная дымка, поднимающаяся над полем, закатное солнце, ласкающее бредущих по тропке мать и дитя.

“Эклесия” (фото Ольги Мачитовой)

Окна, распахнутые в храм, приобщают зрителя к церковным таинствам. И наблюдатель становится свидетелем пострига, крещения, храмовой службы не с обычной своей мирской стороны, он следит за действом глазами священника, устремлёнными на светлые лица своей паствы. Прихожане сараевского храма давно не удивляются священнику с фотоаппаратом, понимают – каждого Бог одарил талантом, а отцу Петру дал удивительный дар ловить эти залитые светом мгновенья.

Представьте: высокий священник с седой бородой и рюкзаком за плечами завязывает в узел полы подрясника, чтобы было удобнее карабкаться в горы. В его рюкзаке, как всегда, – минимальный запас хлеба насущного и фотокамера. Вот остановлена, заключена в рамки видоискателя грузинская Кура, замерли камни абхазского ущелья, застыли в кадре алтайские водопады.

На лодочке кружит священник с фотоаппаратом по ладожским шхерам, держит путь на Соловки, вдруг оказывается на петербургских улицах. Самые свежие фотографии выставки привезены с плато Путорана, куда очарованный красотой божьего мира странник отправился так же – налегке.

Заглянете в такое окно в светлый мир, и вдруг остановитесь, поражённые моментом узнавания. Не сразу, но вспомните: вот эти же краски, абрисы, залитые скромным солнцем окоёмы вы уже видели, и не раз – ведь были уже Левитан, Венецианов, Саврасов. И были эти дети, и эти бесконечные дороги, и туманы над русскими полями.

Выставку можно было бы назвать «Душа России», – признался председатель общественного фонда «Возрождение Тобольска», фотохудожник Аркадий Елфимов. – «Мы русские – какой восторг!» – говорил Суворов, чьё имя связано с селом, в котором находится приход отца Петра. И русская природа, воспетая великими русскими художниками, отражённая в творчестве советских фотографов, волнует нас на фотографиях отца Петра. Здесь русская душа – подлинная, далёкая от суеты.

На мир, залитый светом, можно будет посмотреть до конца апреля.

Читайте также: