Год Знаменского в Тобольске. Благодаря Наполеону

Он знался с героями Отечественной войны 1812 года, сотрудничал с «Искрой», где пародировал «Войну и Мир» Толстого и «Обрыв» Гончарова. Рисованными комиксами этих столпов великой литературы Знаменский лет на пятьдесят опередил американцев: за океаном первые журнальные карикатуры появились уже ближе к веку двадцатому. Писал он о Ермаке и был дружен с автором «Конька-Горбунка». Его именем названы улицы в Тобольске и Ханты-Мансийске.

Всё благодаря Наполеону, изображение №1

Карикатурой – по родимым пятнам

Среди его знакомцев – доблестных военных первой Отечественной были и генералы, и люди чином поменьше. «Искра» – не ленинская газета лидеров РСДРП, а популярный сатирический журнал шестидесятых годов девятнадцатого века. Название «Искра» напоминало читателям о запретном, ходившем по рукам ответе декабриста А. П. Одоевского на пушкинское послание в Сибирь:

«...Из искры возгорится пламя, и просвещенный наш народ сберется под святое знамя».

Всё благодаря Наполеону, изображение №2

«Искра» начала выходить в 1859 году, одновременно с появлением своего собрата «Свистка». Она так остро и зло обличала коренные пороки самодержавно-крепостнического строя и была настолько популярна, что стала подлинной грозой для царской администрации. Её современники утверждали, что «попасть в «Искру», «упечь в «Искру» были обыденными выражениями в 60-х годах. И, конечно, убийственными для «попавших» или «упеченных».

Во время обучения в Тобольской духовной семинарии у отрока Миши Знаменского проявились серьёзные способности к рисованию. Часто рисунки юноши превращались в добросердечные шаржи на учителей. Молодой художник очень любил природу, часто и подолгу просиживал в удивительных окрестностях Тобольска, которые непременно делались живописными карандашными зарисовками. Впрочем, они требовали огранки, поэтому несколько раз в неделю, после семинарских уроков, он стал ходить в мастерскую к тобольскому иконописцу Василию Козлову, где много и упорно живописал на библейские сюжеты. Однако требовалось всё же более упорядоченное, методичное обучение рисованию. Такие классы открылись в Петербургской образцовой духовной семинарии, куда и отправился юный художник после четырёх лет обучения в Тобольске. В имперской столице главными для него стали уроки академика Ф.Г. Солнцева, у которого Михаил научился правильному и чёткому рисунку, перенял умение воспроизводить предметы старины. Прожив почти весь девятнадцатый век, сам мастер проявил себя в различных областях науки и творчества: был художником, религиозным и историческим живописцем, иконописцем, иллюстратором атласов и богословских книг, одним из пионеров русской реставрационной школы, а также педагогом. У него было чему поучиться и в живописании древнерусской старины.

В Петербурге состоялось знакомство Знаменского с художником и крупнейшим русским гравёром 19 века Н.И. Уткиным. Быстро и незаметно пролетели 2 года в Петербурге, учёба подходила к концу. 20-летний Михаил Знаменский получил аттестат об окончании Петербургской духовной семинарии и осенью 1853-го вернулся в Тобольск. Спустя более полугода его назначают учителем рисования в Тобольскую семинарию, где он прослужил почти 10 лет, и учителем славянского языка, арифметики и географии в духовное училище при семинарии. В 1859 году М.С. Знаменский поступил преподавателем рисования в тобольскую женскую Мариинскую школу, в которой он прослужил до 1868 года. В свободное время рисовал карикатуры, которые всё и более и более становились популярными и печатались в лучших иллюстрированных изданиях России. Таковыми в те времена были «Искра», «Маляр», а также «Всемирная иллюстрация». Карикатуры его отличались остроумием и едкостью, так что многие боялись попасть под его карандаш. Начало участия Знаменского в «Искре» относится к тому времени, когда он отправился летом 1859 года в Петербург для сдачи своей экзаменационной работы в Академию художеств.

М.С. Знаменский дерзко бичует пороки режима – стяжательство, взяточничество, воровство казённых денег и другие родимые пятна полицейско-бюрократического режима, резко клеймит российский либерализм. Лет на пять, с конца 1862 года, участие Знаменского в «Искре» временно прервалось. Его смелые карикатуры вновь появляются на полосах журнала в 1867 году и печатаются из номера в номер. Всего за эти годы помещено около 400 карикатур.

Удар по классикам

В 1869 году почти все страницы 18 номеров журнала «Искра» были заполнены пародией Знаменского на «Войну и мир» Л.Н. Толстого и «Обрыв» И.А. Гончарова. Почему появились эти работы в публичном пространстве России? Таким образом уже известный карикатурист Знаменский выразил превалирующие суждения об эпопее Льва Николаевича. Мнение большого писателя о ходе войны 1812 года в целом и Бородинского сражения в частности не могли приветствоваться их непосредственными участниками. По их убеждению, победой в войне Россия была обязана именно талантливым замыслам полководцев, расторопности и смелости исполнителей, от рядового до генерала. И, конечно, идея Толстого о полной бесполезности каких-либо планов, о том, что способности полководцев не играли роли, а всё зависело от случайного стечения событий и героизма маленьких людей, никак не могла быть принята.

Карикатуры Знаменского стали возможны и благодаря большим претензиям современников к описанию Толстым военных действий. Здесь Лев Николаевич раздражал вчерашних бойцов и в деталях романа, и в общем взгляде писателя на ход битвы. Противники его критиков и карикатур Знаменского ссылались на то, что военным людям могут быть понятны чисто батальные детали, но не литературный стиль романа. Хотя в ту эпоху военные как раз и составляли наиболее образованную и творческую часть общества, поэтому объяснимо, что многие эпизоды романа Толстого вызывали у них недоумение. Даже такие незначительные штрихи, как путаница в мундирах или деталях обмундирования и оружия вызывали раздражение. Военными людьми, тем самым высшим светом того времени, подобные ошибки воспринимались крайне болезненно. И это ярко представлял в своих рисунках Знаменский.

Сатирически-«карандашной» критикой «Обрыва» Знаменский воспроизвел на свет новый жанр газетно-журнального дела – литературно-рисовальное попурри. Именно его нарисованный роман-пародия на последний гончаровский роман был издан в 1875 году в Тюмени. Книга вышла под пространым названием «”Обрыв”. Роман классический, картинный, отменно длинный, длинный, длинный, и сатирический и чинный». Заглавие, данное автором своему произведению, – парафраз известной пушкинской строки из поэмы “Граф Нулин”:

“Она сидит перед окном;

Пред ней открыт четвертый том

Сентиментального романа:

Любовь Элизы и Армана,

Иль переписка двух семей –

Роман классический, старинный

Отменно длинный, длинный, длинный

Нравоучительный и чинный,

Без романтических затей”.

В комиксе М.С. Знаменского даётся юмористическое изображение событий романа И.А. Гончарова с юмористическим текстом – собственным или в виде цитат из первоисточника. Автор высмеивает персонажи и ситуации романа, отношение Гончарова к Марку Волохову и другим героям демократического лагеря, никчемность и дворянское прекраснодушие Райского.

Это произведение включает в себя 57-59 листов с черно-белыми или подцвеченными литографиями. На каждом листе помещена картинка-карикатура, снабженная текстом, шутливо интерпретирующим сюжет романа И.А.Гончарова. Например, на одной из них изображены бурлаки, тянущие бечеву. Только почему-то нарисованы они в полный рост, не сгибаясь, разудало выступающими каким-то плясовым шагом. Бурлацкая бечева на их плечах небрежно накинута. Они в сапогах с каблуками, с лентами и брошами на тульях шляп. Словно вышли не на тяжкую работу, а в праздничный день на народную забаву перетягивания каната. И подпись под этой карикатурой: “Широкая Волга… бурлаки с их нескончаемыми веселыми песнями заронили в младенческую душу Райскаго стремление к изящному и первый зародыш артистического чувства”.

Заключает серию подобных карикатур изображение путевого столба с надписью: «Русские девы, не принимайте ошибки за образец и не скачите как козы с обрывов», и далее изображён путник с палитрой, привязанной к спине, и подписью под рисунком: «Борис Райский, разыгрывая из себя болвана, понял, что природа создала его именно для делания болванов, и отправился за границу учиться скульптуре».

«Серебро» этнографии

М.С. Знаменский был тесно связан с тобольским кружком декабристов и с передовой интеллигенцией города. В его памяти остались воспоминания о прекрасных музыкальных вечерах у Муравьёвых. Один из таких вечеров художник изобразил в его знаменитой и акварели «Музыкальный вечер у Муравьёвых». Кроме того, Знаменский был автором целого ряда портретов декабристов. В конце 70-х годов Знаменский увлекается произведениями погибшего на эшафоте поэта-декабриста К.Ф. Рылеева. Романтическая поэма «Войнаровский» затронула душу художника, он посвятил поэме одну из лучших своих работ – акварель «Смерть Войнаровского».

К 50-м годам относится начало дружбы М.С. Знаменского с автором «Конька-Горбунка», земляком-тоболяком Петром Ершовым. П.П. Ершов преподавал русскую словесность в Тобольской гимназии, а затем с 1857 по 1862 год был её директором. Их дружба крепла с каждым годом, особенно после того, как большинство Тобольских декабристов покинуло город. Ершов изучал историю Сибири, собирал материал о походе Ермака, по мотивам собранных сказаний он написал поэму «Сузге», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1838 году. Эта поэма увлекла М.С. Знаменского, он мечтал издать её отдельной книжкой. И это же произведение Ершова натолкнуло Знаменского на мысль произвести раскопки в исторических окрестностях Тобольска, что художник-краевед и осуществил в 1878-1880 годах.

В конце 1863 года Знаменский освободился от службы в семинарии, ему удалось совершить поездку в Берёзов и Обдорск для изучения природы края и быта народов Севера. По возвращении Знаменский получил место переводчика с татарского языка при Тобольском губернском управлении. Летом 1866 года он совершил ещё одну поездку на Север и достиг Надыма – крайнего северного поселения того времени. В результате этих поездок был составлен интересный альбом акварельных рисунков, посвящённых Тобольскому Северу.
Рисунки и пейзажи Знаменского, как реалиста-этнографа и краеведа Зауралья, пользовались заслуженным признанием. В 1871 году он получил предложение представить свои этнографические и краеведческие рисунки на Московскую политехническую выставку, его рисунки имели успех. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете присудило ему серебряную медаль.

Творческая деятельность М.С. Знаменского не ограничивалась областью карикатуры. Он хорошо знал литературу. Любимым его писателем был А.Н. Островский, и не случайно. Обладая артистическим талантом, Знаменский принимал участие в Тобольском драматическом обществе, выступая на здешней сцене в комедиях авторства Островского.

Таланты М.С. Знаменского оценили только после его смерти. А умер он в бедности, и только два венка легли на свежую могилу Завального кладбища: «От друзей» и «Артисту-любителю и художнику от Тобольского драматического общества».

Так как вся жизнь М.С. Знаменского была связана с Тобольском, с декабристами, интересно одно его высказывание: «Не родись корсиканец Наполеон, судьба моя, мой характер был бы совсем другой. Я даже могу знать, кто бы был теперь — и был бы я или диакон, или писец какого-нибудь уездного духовного правления, бремененный многочисленным семейством, придерживающий чарочку и, во всяком случае, довольный своей судьбой. Но дело устроилось иначе. Бонапарт шел, шел выше и выше, сел на престол — забрался в Россию, — наши пошли проводить его и отдать ему визит. Западный климат подействовал на… восточную натуру. Появилось 14 декабря и 25-й год. Десятки пошли в каторгу, потом рассыпались по Сибири, и их разбитые верования и надежды заменила глубокая вера в промысел Божий и желание делать добро. А московская натура влекла их набирать воспитанников. И вот, соприкасаясь с ними, я уже не считал идеалом счастья даже священнический быт, а на мое удаление от бурсацкой науки раболепствующее начальство смотрело снисходительно и передвигало из класса в класс, а не выбрасывало, как негодные плевела. И проявляющаяся склонность к рисованию, приобретенная мною от созерцания в детстве живописного обозрения, нашла с их стороны одобрение».

Читайте также: