День Сибири как идея

Меньше месяца тому назад, 8-9 ноября, в Тюменской области тихо и незаметно прошёл праздник – День Сибири. Точнее даже – День Благодарения Сибири, вероятно, на манер подражания известному североамериканскому празднику.

В его рамках были подведены итоги конкурса детских рисунков. Победители и все участники получили заслуженные награды и грамоты. Хороших рисунков было действительно много. Но ими дело и ограничилось. В других городах Сибири – от Урала до Тихого океана – никаких праздничных мероприятий не было или они остались вне поля зрения широкой публики.

Между тем праздник День Сибири насчитывает уже 139 лет и праздновали его по всей России, а не только к востоку от Урала. В очень непростые времена только что заступивший на престол Александр III, идя навстречу пожеланиям общественности, объявил 26 октября 1881 года Днём Сибири в честь 300-летия присоединения её к России. Общественность полагала, что «празднование пробудит гражданские чувства сибирского общества и привлечет внимание к этой заброшенной стране (Сибири)». Патриоты России хотели добиться процветания всей страны через улучшения жизни Сибири.

Народу праздник понравился массой культурных мероприятий, торжественных приёмов губернаторов, открытием новых школ и библиотек, изданием книг и народных гуляний. История этого праздника постепенно угасла и закончилась особенно трудным 1918 годом.

Попытки его возрождения начались уже в новой России после 1991 года. Но развал СССР придал этим попыткам сомнительный привкус сепаратизма и к настоящему времени лишь город Тюмень и Тюменская область, практически в одиночку, скромно напоминают о той роли, которую играет Сибирь в России.

А между тем Сибирь известна тем, что в своё время обеспечила Россию всем необходимым, чтобы та стала колоссальной по размеру страной, огромным государством, мощной империей, а в советский период истории – второй сверхдержавой планеты. Убеждён: если российское общество сможет правильно отнестись к Сибири в настоящее время и понять её роль для страны и мира в будущем, Россия с процветающей Сибирью сможет вернуть себе титул сверхдержавы.

Цель современного праздника Дня Сибири, на мой взгляд, заключается в том, чтобы изменить отношение к живущим там людям и пространствам как большей части самой России (77% её территории) не только московских властей, но и всех граждан России.

Образцом отношения российского народа и государства к Сибири может стать «крымская модель». Да, Крым – это бриллиант в короне России. Но такая же ценность, только в десятки и сотни раз более масштабная, – наша Сибирь. Она уже пять веков в составе России. Или Россия в её составе – смотря с какой стороны поглядеть.

Обустройство Сибири по модели Крыма – настолько грандиозная и колоссальная задача, которая вполне потянет на перспективную национальную идею. Сибирь станет сказочным местом России и мира только в том случае, если каждый житель нашей огромной страны, а не только само государство, сделает это великое дело своей гражданской ответственностью.

По аналогу с великими праздниками в истории России этот день должен быть максимально судьбоносным. События этого дня должны быть исторически и цивилизационно уникальными. Единственными в своём роде. Как День Победы советского народа в Великой Отечественной войне над нацизмом гитлеровской Германии. Или как Октябрьская революция, приведшая к власти в России огромное количество новых людей из простого народа.

Я думаю, что Сибирь в современном понимании её смысла и содержания родилась не 26, а 23 октября (2 ноября, по новому стилю) 1582 года на Потчевашском поле, входящем ныне в границы города Тобольска. Что же произошло в тот день, который христианской церковью тогда праздновался как день святого Якова, а историками считается днём генерального сражения между войском Сибирского царя (хана) Кучума и казачьим отрядом атамана Ермака?

Событие на Потчеваше 2 ноября 1552 г. исторически ярко манифестировано существующее задолго до этого дня единое евразийское государство, сибирская часть населения которого как минимум с 1555 года, а, скорее всего, с 1500 года, добровольно платило налоги (тогда – ясак) в Москву. В Сибирь Ермак с надёжной охраной (казачьим отрядом в 500 человек) прибыл лишь для того, чтобы отладить процесс регулярного поступления «мягкого золота» на нужды Российского государства из его «сибирской украины».

Никакой войны между посланником Ивана IV – служилым казаком Ермаком – и сибирским царём Кучумом не было и не могло быть по определению. Поэтому сражение на Потчевашском поле, частично сохранившемся до настоящего времени, охарактеризованное российскими историками как генеральное, на самом деле было лишь специфическим церемониалом, напоминающим совместный военный парад по передаче управления столицей Сибирского ханства – городом с характерным название Сибирь (более известным как Искер) – от хана Кучума к представителю Ивана IV – Ермаку.

Это событие знаменовало и должно было манифестировать не пресловутый «выигрыш» той или другой стороны вооруженных людей, как ошибочно считается до настоящего времени, а как дальнейшее закрепление роста силы России как империи. Именно в этот день Россия была как бы мистически создана как мегаимперия на совершенно новом цивилизационном основании и по новым историческим принципам.

Это основание было диаметрально противоположным всем древним и современным империям того или последующего времени, поскольку инициатива её создания шла не из центра на периферию, как это было принято тысячелетиями традиционно (захват, завоевание, насильственное присоединение, обложение данью и т.д.), а наоборот, из периферии в центр.

Сибирские татары, создатели Сибирского ханства (царства, княжества, улуса), находясь за тысячи километров от тогдашних, как тогда говорили, «украин» России, имея своё собственное государственное образование, увидели и осознали перспективу развития себя как народа в составе именно Московского царства. Возможности с кем-либо объединиться были со всех сторон. Но выбор сибирско-татарской элиты и народа пал на далёкую Москву.

Новыми для той исторической эпохи принципами интеграционного процесса стали добровольность, мирные взаимоотношения и бескровное вхождение в состав более сильного и перспективного государства. Самым уникальным явлением событий и процессов XVI века стал процесс ИНИЦИАТИВНОГО и ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ВХОЖДЕНИЯ Сибирского государства в Российское, которое и без того уже было крупнейшей европейской державой.

Инициатива, рождённая в городе Сибирь, стоящем на одноименной горе на реке Иртыш при впадении в неё реки Сибирь, давшей название самому крупному суперрегиону на планете, оказалась настолько правильной и органичной, что, несмотря на геополитические катастрофы 1917 и 1991 годов, Сибирь остаётся надёжной опорой (фундаментом) прошлой, современной и будущей России.

Сегодня День Сибири ошибочно полагают как день «взятия» казачьим отрядом Ермака столицы Сибирского ханства города Сибирь-Искер 26 октября (неверно рассчитанное как 8 ноября, реально случившееся 5 ноября) 1582 года. Может быть потому, что в позапрошлом веке при Александре III, учредителем праздника Дня Сибири в 1881 году, это было похоже на день «взятия Бастилии» или день «взятия Москвы» Наполеоном, а пересчёт лет с XVI составляет не 13, как было подсчитано, а 10 дней.

В тот день (5 ноября) Кучум добровольно оставил неприступную столицу в условиях суровой зимы в целости и сохранности, с огромным пушным богатством и даже частью золотой казны Ермаку, хотя иное его решение приводило к гибели от голода и мороза прибывших из-за Урала людей в самые короткие сроки. Даже не нужно было применять военную силу, которой у сибирского хана было вполне достаточно, чтобы расправиться с казаками на открытом пространстве в считанные минуты. Превосходство в вооружении казаков для тех природно-климатических условий было иллюзорным – шёл так называемый малый ледниковый период. Так необъяснимо для современных и прошлых обывателей мог поступить политик, думающий о будущем подвластного ему народа. И он понимал, что это будущее – вместе с Россией.

Лишь этим можно объяснить невероятные «странности» его предыдущего и последующего поведения.

Исключительно мирный и бескровный результат сражения на Потчеваше, известный нам по знаменитой, но не совсем точно отражающей события того дня картине В. Сурикова, можно считать днём общей победы на Потчевашском поле в т.н. генеральном сражении, точнее было бы сказать, «великом стоянии», между войском хана Кучума и казачьим отрядом атамана Ермака 23 октября (2 ноября) 1582 г.

Фактически это была крупнейшая победа над самим существом политического «сепаратизма» как историко-политическим явлением, необычно широко развитым в эпоху феодальной раздробленности на Руси и взятым в железный кулак Чингисханом, а затем Иваном IV Грозным, начиная с его деда Ивана III. Это была победа в деле создания одной из самых мощных в мировой истории великих империй.

Бескровная победа. Без человеческих потерь с обеих сторон. Фактически – парад будущих российских народов в честь рождения здесь, в Сибири, уже другой, новой Российской империи. Здесь, на Потчеваше, завершился великий исторический акт окончательного слияния Сибири и России. Здесь, у слияния рек Иртыш и Тобол, Сибирское ханство влилось в Россию. Россия слилась с Сибирью. Здесь, неподалёку от этого места, и родился через 5 лет исторический город Тобольск. Сегодня это судьбоносное место, эта уникальная историческая территория оказалась в черте разросшегося за последнее столетие города.

Значение данного исторического события ещё предстоит осмыслить. Возможно, это самое главное событие в истории России. Безусловно, у России должен быть день, когда на её до сих пор ещё огромной территории, будет происходить чествование-праздник самой крупной и мощной её территории – День Сибири.

Каким должно быть современное празднование этого дня дают ответ учёные-этнологи. М.А. Жигунова из Омска в своём исследовании «Дни Сибири – возрождающийся праздник» подробно перечисляет все его актуальные культурные формы: национально-культурный межрегиональные фестивали, культурно-деловые форумы, форумы социального партнерства общества, власти и бизнеса; культурно-научные форумы, военно-спортивные праздники, эколого-краеведческие туры; народные гуляния, театрализованные представления, концерты фольклорных, эстрадных и рок-коллективов; крестные ходы и благодарственные молебны, публичные лектории, научно-практические конференции и семинары, дискуссионные площадки, художественные и книжные выставки, музейные экскурсии, творческие конкурсы, спортивные соревнования, национальные сибирские игры и забавы, кинофестивали, фотоателье (где можно сфотографироваться в сибирских костюмах), ярмарки изделий народных ремесел и мастер-классы, выставки-продажи местных продуктов.

***

Сейчас для нас главное – представление нашего будущего. Мегапроект по обустройству и благоустройству Сибири (до Тихого океана включая Дальний Восток) может стать частью национальной идеи самой России на ближайшие годы и десятилетия.

Обновляющийся Крым может стать вполне наглядной моделью будущей России. Сибирь – её макромоделью. Поскольку Сибирь – это и есть Россия на большей части её территории. Сам Тобольск, невольный хранитель места рождения Великой России, уже в ближайшие годы может стать микромоделью будущего Сибири и самой России.

Исторический город Тобольск в марте 2003 года объявлен В.В. Путиным будущим туристическим центром Западной Сибири. Современный Тобольск 1 декабря уходящего 2020 года им же назван мировым центром нефтегазохимии. Сегодня город благоустраивается. При условии реализации планов Президента России по развитию экономики культурно-познавательного туризма в Тобольске, взрывном росте нефтегазохимической индустрии город за 5-7 лет может стать образцом обустройства и благоустройства любого населенного пункта страны. Неслучайно же именно отсюда, из нынешний древних его окрестностей и пошло развитие этой неповторимой мегатерритории с таким известным любому жителю планеты названием, как «Сибирь».

Сибирь ждёт, когда настанет её день – День Сибири.

А. Нескоров, краевед, член Общественной палаты гТобольска

Читайте также: