За пределами зоны комфорта

“МаДонна”

До того, как мир встал перед необходимостью замедлить ритм, ограничиться, да и вообще встал – на долгую паузу, термин «выйти из зоны комфорта» был популярным призывом. Покинуть безопасную территорию значило расти, развиваться дальше, бросать вызов привычному порядку вещей. Но в действительности оказалось, что практически никто не был готов покинуть зону комфорта.Впрочем, сегодня выбирать не приходится. Особенно малому бизнесу. Все, кто был способен перебраться в онлайн,  перенесли рабочее место к компьютеру. Репетиторы репетируют с учениками в видеомессенджерах формулы и орфограммы, психологи консультируют, художники рисуют (кстати, вы можете почти ежевечерне присоединяться к тобольской художнице Екатерине Карасёвой – в сети «ВКонтакте» она даёт уроки в красках). Из тех, кто остается в оффлайне, наиболее уверенно чувствуют себя предприниматели, так или иначе связанные с крупным бизнесом.

Тобольской индустрии красоты приходится сложнее: «красивые» услуги требуют присутствия клиентов, по-другому никак. Индивидуальный предприниматель Анастасия А. рада тому, что работала одна: ей не нужно думать о сокращении штата и сохранении заработной платы коллективу – в отсутствии клиентов доход у мастера маникюра нулевой. Во время самоизоляции она повышает квалификацию на онлайн-курсах, но это слабое утешение:

– Оплату аренды никто не отменял. Хорошо, договорились с владельцем помещения хотя бы о её снижении. Конечно, салоны красоты рассчитывают на поток клиентов после того, как мы все наконец откроемся. Вторая сторона медали, которая совсем не радует, – ожидаемое снижение покупательского спроса: в кризисный период меньше всего думают о внешности. Главной заботой для людей будут еда и оплата жилья. И цены на материалы для маникюра, конечно, повысятся. Следовательно, и стоимость услуг.

Анастасия говорит, что, пока не все клиентки отодвинули заботы о внешности на второй план, некоторые её коллеги аккуратно принимают на дому. Не весь малый бизнес видит себя в будущем, значит, считают они, надо успевать в настоящем.

О насущном

Бизнес в сфере питания может считать, что оказался в привилегированном положении: еда – явная необходимость. Но одно дело – продуктовые магазины, а другое – кафе и рестораны, которым пришлось уйти в режим доставки и снизить цены на меню.

Одна из самых известных тобольских ресторанных компаний «Дольче Вита» в максимально короткие сроки запустила сайт по заказу блюд. Пекарни бренда продают еду навынос. Компании удалось обойтись без сокращений, но пришлось заметно снизить нагрузку и перераспределить имеющийся объём работ между сотрудниками.

Олеся Удовиченко фото Дарьи Федотовой

– В «докарантинном» режиме у нас функционировала только доставка пирогов пекарен «Донна Валентина», основными покупателями которой были сотрудники офисов и предприятий. Доставка ресторанных блюд из кафе «Дольче Вита» и «Дворцовой» – новое для нас направление, но мы с радостью наблюдаем спрос. Наша задача в этот непростой для всех период – максимально гибко и быстро реагировать на вызовы времени, спрос и пожелания наших гостей. Если завтра появится потребность в доставке массовых горячих обедов – мы готовы перестроить и наладить такое производство, – комментирует сложившуюся ситуацию директор по развитию РК “Dolce Vita”  Олеся Удовиченко. Она не скрывает, что потери для бизнеса весьма ощутимы, и это – только начало нового непростого для всех пути.

По-прежнему можно заказать на дом не только еду из ресторанов, но и чистую воду. Компания «Аква-сервис» сократила рабочий день, изменила график доставки (убрала вечернюю), но объём поставляемой воды уменьшила ненамного. Конечно, из списка покупателей исчезли образовательные и муниципальные учреждения, офисы, многие магазины.

– По другим нашим клиентам продажи почти не упали – офисы сетевых гипермаркетов, горожане, без перебоев доставляем воду на тобольские предприятия СИБУРа – они крупный клиент, работают стабильно и заказывают практически в прежнем объёме, – подсчитывает коммерческий директор компании Елена Павлова.

Полностью на доставке работают канцелярские, строительные и цветочные магазины, есть в Тобольске и магазины одежды, которые привезут вам обновку на дом. Кризис стал новым стартом для запуска магазинов на онлайн-платформе. Магазин женской одежды «Дивур» уже за несколько месяцев до этой масштабной бизнес-паузы начал освоение онлайн-продаж, но, отмечает владелица бренда Елена Есина, самоизоляция внесла коррективы во все аспекты бизнеса. Весь малый и средний бизнес оказался в ситуации «помоги себе сам». Но в динамичном мире приходится меняться, подстраиваться, даже двигаться на опережение. Бренд вызов принял, и теперь предлагает не только бесплатную доставку до порога. Он выпустил специальную антикризисную коллекцию – покупая вещи из неё, покупатели поддерживают магазин, помогают пережить ему кризис и сохранить рабочие места.

Если наши местные компании рассчитывают на поддержку постоянных покупателей, федеральные сети не всегда видят в этом смысл и ставят вопрос о целесообразности содержания филиалов в Тобольске. Вероятно, после окончания режима повышенной готовности в регионе город останется без нескольких компаний, которые были представлены у нас франшизами. Тоболяки лишатся не только привычных товаров и услуг, но и рабочих мест.

Куда двигаться?

Алексею Черепанову вообще поддержки ждать не приходится: он – «вольнонаёмный» в службе такси. И не отрицает плюсов – таксисты продолжают работу и сейчас. Но есть минус, и он весом: зарабатывает он теперь почти вполовину меньше.

– Когда были отменены городские автобусы, мы думали, что пришло наше время. Но оказалось, что и людям никуда не надо – самоизоляция. Время ожидания увеличилось, количество поездок сократилось. Но другие, оставшиеся без работы, и того не получают.

У генерального директора ООО «Сервис Интегратор» Романа Кожухоренко транспортные задачи глобальнее: компания обслуживает в основном предприятия топливно-энергетического комплекса. Такие не останавливают своё производство, лишь ограничивают число персонала на объектах – в основном   офисных и вспомогательных работников, что незначительно сказалось на объёмах предоставляемых услуг.

– Наше предприятие, как, пожалуй, и все, испытывает трудности, но главная задача – сохранить сотрудников компании и их семьи здоровыми. Поэтому все силы, средства и огромный опыт руководства компании и руководителей на местах направлен на организацию обеспечения безопасной работы сотрудников – наших и заказчиков. Очень важно иметь надёжного партнёра – это в любой ситуации огромное преимущество! В Тобольске для нас таким стал «СИБУР Тобольск», который и в период кризиса сохраняет устойчивость. Мы учимся друг у друга безопасным методам организации работы, делимся опытом противодействия распространения COVID-19, помогаем организовать режим изоляции и стабильной работы наших предприятий.

Константой в этих непростых условиях работа на тобольской площадке СИБУРа остаётся и для клининговой компании «Диалог». После объявления режима самоизоляции в стране компании пришлось закрыть свои филиалы в 11 городах. Но не в Тобольске. В нашем городе она с 2019 года следит за инженерными сетями и чистотой помещений (кроме производственных) тобольских предприятий СИБУРа. И даже теперь, после введения на площадке внутренней вахты, сотрудничество не прекратилось. Специалисты фирмы так же живут в вахтовом городке — посменно.

Маретта Деньгина

– Да, весь коллектив в нынешних условиях мы задействовать не можем. Но стараемся распределять работу на максимум работников. Они вахтами отправляются на промплощадку, чередуясь сменами, – так мы стремимся поддержать коллектив, чтобы большинство людей оставалось при постоянной работе, – объясняет директор «Диалога» Маретта Деньгина. – Конечно, нам приходится сокращать рабочие часы, и сам «СИБУР Тобольск» перевёл офисную часть коллектива на четырёхдневную рабочую неделю, некоторые недовольны. Есть критикующие и вахтовый режим. Но надо понимать: время сейчас такое. Это не жёсткие меры, и они помогают продолжать работу всем нам. А стабильность и поддержка друг друга во времена экономической турбулентности очень важны.

Читайте также: