Важная дата Тобольского речного порта

Фото Дарьи Федотовой

У каждого предприятия есть события, которые можно считать серьёзной вехой в развитии производства. Немало их и у ОАО “Тобольский речной порт”, который во второй половине XX века развивал свою материально-техническую базу бурными темпами.

Жирной строкой можно выделить в летописи порта 5 августа 1970 года. Именно в этот день 48 лет назад состоялся митинг по случаю открытия южной стенки. По традиции разрезали красную ленточку и дружными аплодисментами встретили первый грузовой состав, прибывший к южной стенке по выстроенным железнодорожным путям. Причём прибыл он не демонстрационно, а с первым грузом. Так что на большие торжества времени не было.

И работа закипела. Южная стенка принимала грузы и день, и ночь – и в навигацию, и зимой. Вагоны на разгрузку шли с завидной регулярностью, знай, разворачивайся в марше. И портальные краны работали практически без перерыва, поворачивая свои длинные клювы.

Сегодня южная стенка, а правильно это причальное сооружение называют южным грузовым участком, является перевалочным пунктом для смешанных грузов. Принимает сыпучие грузы – песок, щебень и тарно-штучные грузы, трубы, железобетонные плиты. Обслуживает её десять портальных кранов и 30 докеров-механизаторов, объединённых в четыре комплексные бригады. Но это день сегодняшний. А нам захотелось вернуться к истокам. И помогли нам в этом два ветерана Тобольского речного порта – Камиль Мухаметшович Шихов и Марсель Ахметович Мадиев, которые охотно поделились с нами своими воспоминаниями.

45 лет за штурвалом

Камиль Шихов в Тобольском речном порту работал с 1968 года. До этого успел поработать в Сумкино на судоремонтном заводе. Он помнит ещё время, когда суда зимовали в Подчувашах. С 1970 года флот уходил на зимовку уже в Тобольский речной порт. Камиль работал помощником капитана. Ввод в эксплуатацию южной стенки позволил повысить эффективность производства. На митинге по случаю открытия южной стенки он не присутствовал, так как был в то время в рейде (ходил от Дурынино до Сумкино). Перевозили, как он вспоминает, различную технику, железобетонные плиты, шпалы, дрова и многие другие грузы. Причалов было много. У каждой организации свой.

– Когда от станции «Тобольск» до речного порта проложили железнодорожные пути, грузовые вагоны стали заходить туда. Из вагонов разгружали прямо на баржи (от погрузки щебёнки пыль столбом стояла), дальше грузы отправлялись по реке. Грузы с одного состава (50 вагонов) помещались на одной барже. Такая у неё была большая грузоподъёмность. Экономически это очень выгодно. Мы по реке выводили на рейдовом судне по одной барже на Иртыш, там их подхватывали большие теплоходы и вели дальше на север – в сцепке до 5-6 барж, в основном для нефтяников. Шло активное освоение Тюменского севера. И мы ощущали свою причастность к этому большому делу, – говорит Камиль Мухаметшович.

С 1983 по 1989 годы, пока автомобильный мост не построили, он ходил на пароме на переправе в районе Подчувашей, уже капитаном. Транспорта приходилось переправлять очень много. Паром состоял из большой баржи и катера, который её толкал.

Реке он отдал 45 лет. Сейчас находится на заслуженном отдыхе. И, говорит, приятно, что руководство речного порта и в частности генеральный директор Виктор Зырин своих пенсионеров не забывает. И с праздниками поздравят, и подарки вручат, и в материальной помощи не откажут.

Взгляд с берега

Марсель Мадиев в Тобольском речном порту работал докером. Отдал этому непростому делу 23 года. Супруга Галина Рифхатовна работала тоже в Тобольском речном порту в бухгалтерии, оттуда и на пенсию вышла. Она с гордостью рассказывает, что в порт пришла одновременно с Виктором Зыриным.

Марсель в ГПТУ №5 выучился на механизатора лесной промышленности. Потом армия, Тюменский север и возвращение в Тобольск. По приезде Марсель, в ту пору уже человек семейный, устроился в одну тобольскую организацию слесарем. Но при этом ходил на вечерние курсы крановщиков. И когда их окончил, был принят на работу в Тобольский речной порт. Шёл март 1970 года.

Он был среди участников митинга. Приехало высокое начальство из пароходства, из горкома. «Важные речи толкали, флаг поднимали. И первый тепловоз подошёл к южной стенке. На митинг и нас, трудяг, собрали. Я тогда был крановщиком портального крана. А до того приходилось работать на плавкране. Митинг прошёл быстро и разошлись по рабочим местам. С вводом южной стенки, а спустя пару лет и северной, появилась какая-то определённость. Порт стал настоящим. Закончил я свою карьеру в порту бригадиром комплексной бригады докеров-механизаторов. Работали зачастую по две смены. Попросят, и останешься», – вспоминает ветеран.

Сначала их всех, работающих на берегу, называли портовыми рабочими. Позже появилось название «докеры».

Марсель Ахметович вспоминает, как приходилось не только на кране работать, но и участвовать в его ремонте, причём в любую погоду. Поток грузов был большой. «Без нас и север бы не освоили. Железную дорогу тогда ещё не проложили. Единственный путь для грузов был по воде», – делится своими мыслями мой собеседник. И это не пустое бахвальство, а жизненные реалии.

По состоянию здоровья Марсель вынужден был уйти из речного порта, спустя 23 года, и подыскать себе более лёгкий труд. Но, признаётся, долго ещё во сне видел, как вагоны на кране разгружает. Да и сейчас, когда нахлынут воспоминания, нет-нет, да и съездит в порт, посмотрит, как нынешние докеры работают, ведь в душе он так и остался портовым.

Читайте также: