Люди, которые играют в куклы
Актриса Тобольского драмтеатра Марина Некрасова приняла участие в XII Международной летней театральной школе Союза театральных деятелей РФ для молодых профессиональных актёров.
Месяц безудержных мастер-классов от Калягина, Шапиро, Смехова, работы в мастерских Фильштинского, Бернардас-Гитиса, Яцко, погружения в сферы давно изученные или, напротив, неведомые вместе с Шерешевским, Мокеевым, Ибрагимовым, Бахтиной. Сколько ещё золотых имён звучало в этой школе за 12 сезонов – собьёшься со счёту. За 12 лет гуру театрального дела выучили новому и повторили старое с девятью сотнями участников.
– Это было, как очутиться вдруг в реке, – рассказывает единственная участница Школы из Тобольска Марина Некрасова. – Тебя бросили в самую середину, а ты выплывай, как хочешь.
Поток эмоций, впечатлений, событий, уроков увлёк участников в мастерские и на сцену, окунул в творчество с головой. Марина выплыла и, сознаётся, только теперь, после окончания школы, понимает, как много она значила.
86 молодых артистов из 30 стран – Германии, Армении, Турции, Словении и прочих, прочих – вместе делали открытия, заглядывали в непознанные уголки профессии и шли к спектаклям, которые стали логическим завершением театральной школы.
Марина Некрасова стояла на развилке – драма, театр кукол, эксперимент или современный танец – недолго. Выбрала кукол: всегда интересно освоить что-то новое. Каково драматической актрисе привыкать, что режиссёрскую мысль транслирует не она, а ведомая ею кукла? А ещё интереснее и сложнее выходит, когда на одну куклу приходится несколько актёров: тут уже дело не только в механике движения, а в согласии между собой артистов.
Марина фехтовала, рисовала, сочиняла этюды, искала красоту внутри и вовне и в новом свете увидела даже Станиславского. Вениамин Фельштинский, завкафедрой актёрского искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, заслуженный деятель искусств России, профессор, лауреат множества громких премий, так и сказал подопечным: забудьте прежнее, читайте Станиславского с четвёртого тома. Но это Марина позже расскажет, сама: в её планах провести несколько мастер-классов, показать кусочек Летней школы и в стенах Тобольского театра.
Пока же там обживаются… барашки. Лохматые звери – нитяное руно, ватные головы. Из-под Звенигорода, где проходит Школа, они привезли с собой целый хоровод – в цветных платьях, в черкесках с газырями. Марина признаётся, что весь этот кукольный народец – её рук дело. Спектакль «Россыпи», представленный в финале кукольным отделением Школы, рассказал притчи-сказки, среди которых была сказ и тоболячки.
Высоко-высоко в горы унесло воображение Марину, где обитают маленькие, но гордые барашки, которые живут счастливо и умирают в один день – во славу свадебного пира. В Марининых барашков под руководством лауреата «Золотой Маски» режиссёра Евгения Ибрагимова и с помощью художника Дамира Муратова, тоже тоболяка, играли Марика из
Армении, Мурат из Нальчика, Марина из Тобольского драмтеатра. Так искусство преодолевает границы – языковые и территориальные. Много чего ещё было – будили фантазию, тренировали воображение, открывали чемодан с небылицами и своё сердце – зрителю. Те горы, в которых жили прежде звенигородские барашки, теперь для Марины не самые высокие вершины – она уже озирает горизонт в поисках новых вызовов.