Другие берега Николая Белых

Николай Белых (фото Дарьи Федотовой)

В обшивку судна стучит лёд, из рулевой рубки видно только сумерки, размазанные мокрым снегом. Непогода похитила берега и маяки, бросила вызов людям, заселившим плавучий остров, кажущийся таким ненадёжным посреди бесконечной воды…

Николай Белых уже лет двадцать как окончательно перебрался на сушу, но нет-нет, да плеснёт в его сне волна, поднимет на самый гребень да ухнет вниз. Снится капитану судно, продирающееся сквозь туман, снег, ветер. Судно, которое нельзя потерять среди сердитых волн.

Это сейчас Николай Семёнович преподаёт в Тобольском рыбопромышленном техникуме судовождение и лоцию, руководит дипломниками. Сам, казалось, недавно вот за этой партой сидел – третьей в третьем ряду. Так же от края до края  расстилал карту и начинал путешествие: выравнивал по меридиану транспортир, считал градусы, чертил истинный курс. Милями шагал по морю, километрами – по реке.

И посуху тоже шагал километрами: подростком, закинув за плечи рюкзак, исходил родной Вагайский район, а после и вокруг Тобольска изучил все тропы. Хотелось мальчишке приключений, и тянуло открывать невиданные дали. Открывать, как книгу: Коля в школьной библиотеке брал самые зачитанные, растрёпанные. Именно их страницы были просолены штормами и изрезаны скалами. Шагнул Николай на страницы жюльверновских книг, а выплыл в… Марокко! Какие только неведомые дали не повидал на студенческой практике!

Жизнь после выпуска тоже не подвела с приключениями: в 1973 Николай Белых начал работу на базе приёма транспортного флота министерства рыбхозяйства СССР. А это значит, что старший помощник капитана освоил Обскую губу и Тазовскую, выходил в Карское море. Пока он плыл к берегам из детских мечтаний, на тобольском берегу ждала жена Таня. 25 лет ждала, и он всегда возвращался к ней, вёз любимой из странствий подарки.

Окончил Николай факультет судовождения в Новосибирском институте и после стал носить капитанскую фуражку. Сначала – капитан, а с 1986 года – капитан-наставник. Тот, кто ведёт через волны караван кораблей. Тот, кто умеет справляться с водным форс-мажором.

Случаи из своей четвертьвековой практики рассказывает теперь студентам. Весной на Тоболе вышло судно на затопленный берег, проломило корпус. Через пробоину в носовой части устремилась вода, а из Тобольска на быстроходном катере с осушительными системами наперевес устремился капитан Белых. Баржа всё-таки носом ушла в воду, но на плаву осталась. Следуя указаниям капитана-наставника, отбуксировали беднягу в тобольский порт, а через два дня выздоровевшее судно продолжило рейс.

Во сне и по сей день всплывают раненые суда, штормовое море, опасные снегопады… Неужели отправился бы в новое плавание? И в 63 года Николай Белых не задумывается над ответом: хоть сейчас снялся бы с якоря и вспомнил пути через моря Белое, Баренцево да Карское. Или бы к другим, совершенно неведомым берегам выстроил маршрут. А то и по рекам Обь-Иртышского бассейна: эти-то спецлоции Николай Семёнович знает наизусть (так и в документе записано).

– Реки, конечно, опаснее. Мели, встречные суда, перекаты-отмели. В море большие глубины, курс можно прокладывать прямо, – объяснил он. – Но, когда идёшь по реке, ты, как художник, будто картину пишешь. И важен каждый, самый мелкий штрих: каждый бакен, огонь, каждое дрожание стрелки на приборах. Время на реке особенно дорого. Упустил мелочь – не всегда будет шанс наверстать.

Выпускники Николая Семёновича всё-таки больше в речной флот идут – востребованная специальность. И сын Александр, с детства дышавший подвижным путешественным воздухом (особенно покорил Сашку паром СП-20), пошёл курсом отца. Окончил этот же техникум и работу себе нашёл на реке.

А у Николая Белых теперь круглогодичная навигация. Весь Мировой океан в его распоряжении – вот он, приколот к стене аудитории. Приходят новые студенты, распахивают глаза, раскрывают карты. Снимаются с якоря – и идут вдоль Египта,  кладут на нарисованную воду линии – тугие, как натянутые леера. И мреют в зыбкой дымке будущие берега, неизведанные и манящие.

Читайте также: