В Тобольске завершился VI «Театр Наций FEST»
В шестой раз Тобольск стал площадкой большого театрального праздника: в последнюю декаду июня тобольские зрители смогли увидеть пять удивительных спектаклей.
Напомним, автором и инициатором этого значимого события для развития культуры в регионах стал народный артист РФ Евгений Миронов. Фестиваль проводится при поддержке программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел» и продолжает масштабный проект Театра Наций — Фестиваль театров малых городов России. За время его существования тоболяки увидели более 20 спектаклей с участием артистов ведущих российских театров.
Шестой сезон отличился не только тем, что выбрал основной темой судьбы известных людей: зрители увидели сценические версии биографий Марии Каллас, Иммануила Канта, Фриды Кало. Но и тем, что сыграл свои спектакли в необычайно камерной обстановке.
«Канарейка» Дмитрия Сердюка по пьесе Марии Варденга выпорхнула в большой зал, но зрители оказались в доме легендарной оперной певицы, лицом к лицу с её одиночеством и депрессией, и стали немногочисленными свидетелями последних дней жизни Марии Каллас — вместе с домработницами, водителем и личным психиатром. Три дня до смерти оперной дивы, но зритель узнаёт за эти три сценических дня гораздо больше. Мария Каллас отказалась от карьеры из-за любви к мужчине, а значит, предала в себе Бога, свой талант, объясняет трагический исход спектакля (и жизни Марии) режиссёр Дмитрий Сердюк. На тобольской сцене он поставил спектакль «Ахматова. Свидетель» с Альбиной Шафировой в главной роли и привозил в наш город литературно-музыкальную композицию «Метафизика любви» с Сати Спиваковой и Владимиром Кошевым. В этом фестивальном сезоне режиссёр запер Спивакову в зазеркалье, в котором ожило множество мучивших её отражений.
А вот Московский академический театр им. Вл. Маяковского в Тобольске с гастролями впервые. Нам он привёз один из лучших своих спектаклей – «Канта» Марюса Ивашкявичюса в постановке Миндаугаса Карбаускиса. Когда на встрече с журналистами народный артист РФ Анатолий Лобоцкий отметил, что площадка спектакля – герметичная, и артисты совершенно не зависят от места действия, а только лишь от зрителя, никто и представить не мог, как выглядит эта площадка.
Оказалось, что на большой сцене поставят бархатный шестигранник, одновременно похожий на аудиторию для лекций и на объект эзотерической геометрии. Скамьи, пол и стены в этом шестиграннике-амфитеатре обиты тем же алым бархатом, и зритель замирает в удивлении: чего ждать – лекции, спиритического сеанса, дружеского застолья? Спектакль-обед – заявлено в афише, и зрители попадают на самый настоящий званый обед в дом Канта, по правилам, установленным самим философом.
– Мы зависим не только от зрителя, мы зависим друг от друга – пьеса такая диковинная, кудрявая, поэтому каждый спектакль, где бы его ни играли – на стадионе или в тамбуре электрички – это всегда испытание, – признался народный артист РФ Михаил Филиппов, исполнитель заглавной роли.
В спектакле театра имени Маяковского едят настоящие суп и треску, рассуждают о птицах и воздушных шарах и… всё-таки философствуют. Зрители, сидящие сразу за спинами обедающих, следят за прихотливыми полётами мысли больше трёх часов, листая кантовскую «Критику чистого разума» как комедию.
К сведению театралов
Спектакль получил театральную премию газеты «Московский комсомолец» за лучшую женскую роль и независимую театральную премию зрительских симпатий «Звезда театрала» за лучшую женскую роль второго плана – обе достались Светлане Немоляевой за роль монахини Анны-Регины. Также «Кант» стал лауреатом театральной премии «Гвоздь сезона» Союза театральных деятелей России и вошёл в лонг-лист национальной премии «Золотая маска» в категории «Самые заметные спектакли сезона 2013 – 2014 по мнению экспертного совета».
В камерном же пространстве, на сцене, прошла постановка режиссёра Артёма Терёхина «Коралловый остров». Потрясающий чувства и воображение спектакль предложил философски поразмыслить о скрытой сути человеческой природы. Отличным музыкальным подарком для театралов стал спектакль-концерт «Фрида» Сергея Сотникова с Дарьей Мороз и Петром Дрангой.
А в финальной постановке фестиваля сыграли актёры Тобольского драматического театра. Эскиз сайт-специфик спектакля «Этапы» в Тобольском тюремном замке режиссёра Дмитрия Крестьянкина в лицах и сценах представил уникальную тобольскую историю.
Дмитрий Крестьянкин начал своё сотрудничество с Маяковкой с документального спектакля «Поиск продолжается», в основу которого легли интервью с координаторами поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». А теперь – гастроли вместе с театром в далёком от Москвы Тобольске.
– Ни в одном другом городе не смог бы сделать такой спектакль, ведь Тобольский тюремный замок находится здесь. Уникальная история, очень интересная и важная. Процесс подготовки эскиза увлекателен: ходили по всему замку – и там, где проводят экскурсии, и в местах, закрытых для посетителей. И каждая из локаций была обжита, осмыслена. Это спектакль, который не может покинуть стены Тюремного замка, который играет здесь основную роль.
Народная артистка РФ Светлана Немоляева:
«Этот сезон для Театра Маяковского особенный – Маяковке исполнилось 100 лет. За свою вековую историю Театр Маяковского приехал с гастролями в Тобольск впервые. Мы были рады принять участие в «Театр Наций Fest» с замечательным спектаклем «Кант». Благодарим зрителей Тобольска за такой тёплый приём! Очень жалеем, что не удалось увидеть другие спектакли этого смотра, но нам посчастливилось познакомиться с красотами города. Совершенно удивительное впечатление оставило посещение Тобольского кремля и, конечно, Софийско-Успенского кафедрального собора. Счастливы, что благодаря гастролям мы можем открывать для себя такие потрясающие города нашей необъятной страны».
Директор по управлению персоналом ООО «ЗапСибНефтехим» Андрей Белов:
«История «Театр Наций FEST – это история успеха, которая живёт уже не один год. И она развивается – ищет новые смыслы, новые форматы, и, конечно, сотрудничество Театра Наций и компании будет продолжаться».