Нацпроект «Культура». Театр Наций Fest Романовы. Сквозь колодцы времени

фото Дарьи Федотовой

Театр Наций FEST, который проходит в рамках программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел», позволил тоболякам вернуться на столетие назад, расследовать расстрел царской семьи в поисках ответа на вопрос: кто убил царя?

Впрочем, постановка даёт ответ однозначный. Мультимедийный проект режиссёра Михаила Патласова «Я убил царя» заставляет зрителя обратиться к генетической памяти, к отечественной истории, взвесить степень вины — не только тех, кто отправил царскую семью в подвал Ипатьевского дома, но и миллионов других, живших и живущих после – ставших свидетелями других несправедливых смертей и ссылок. Заставляет подумать: а хорошо ли я знаю историю своей страны?

Не было удобных бархатных кресел, цветов и благодарных аплодисментов в финале. Для этого спектакля создана совершенно иная обстановка: неуютные крутящиеся стулья, на которых зритель начинает ёрзать в тщетных попытках усесться удобнее, постоянно сползающие виар-шлемы, которые создают давящее ощущение, – как чувство вины, как упрятанная в дальние сундуки память?

В Театре Наций этот спектакль идёт в подвале Нового Пространства ТН. В Тобольске нашлось место ещё лучше: подвал музея царской семьи. Согласитесь, дом генерал-губернатора как никакой другой помогает вернуться в 1918-й. Тобольск — город, который царя не убил, и очень этим гордится. Но нет у этой истории счастливого финала, и наш город — желает он этого или нет — стал одной из ступеней эшафота.

Зрители спектакля, попадая в подвал музея, оказывались в подвале Ипатьевского дома. Не сразу, конечно: сначала они проваливались в колодец, заполненный фотографиями. По замыслу создателей постановки – это образ шахты, в который были сброшены останки царской семьи. Предполагается, что каждый зритель сам создаст историю: водя курсором по стенам, он выбирает фотографии и отправляется на интересную ему страницу семейного альбома Романовых. И с первых же страниц тоболяки стали свидетелями репетиции пьесы «Медведь» – хорошо знакомого эпизода, который замечательно воплотили на сцене Тобольского драматического театра. К сожалению, спектакль продолжается два часа, а видеоматериалов в шахте – на 3,5, и, чтобы успеть выбраться из колодца, приходится торопливо листать альбом, пропуская некоторые страницы.

Для того чтобы персонажи спектакля двигались, говорили, делились своей историей, были реконструированы с помощью старинной оптики фотографии, были озвучены реальные документы, дневниковые записи. Эпизоды были сняты с тщательно загримированными актёрами Театра Наций (в роли Николая II – Евгений Миронов). Не было незначительных деталей: в историю вплетались записки, сиюминутные воспоминания, сохранившиеся видеозаписи.

Машину времени заменили виар-очки – как чёрные повязки на глазах приговорённых. Только смотреть своим убийцам пришлось глаза в глаза. На середине колодца, в кульминационной точке спектакля ты встаёшь у стены. Крутишься на стуле, смотришь вперёд, смотришь назад и видишь одно: неумолимые убийцы поднимают оружие – Романовы стоят и ждут приведения приговора в исполнение. Раз за разом звучат выстрелы, но ты не можешь уйти с линии огня. Ты стреляешь, в тебя стреляют – зависит от точки зрения, от занимаемого тобой пространства в подвале Ипатьевского дома. Снимаем очки и покидаем – сначала подвал страшного екатеринбургского дома, потом – дома в Тобольске. Выходим на Плацпарадную площадь, на солнце, на воздух – продолжаем жить. А значит, продолжаем помнить.

Читайте также: