Встреча в касках прошла в школе #9

Необычное занятие под занавес учебного года прошло для восьмиклассников школы № 9. На открытом уроке школьники обсудили с гостями из СИБУРа самые серьёзные вопросы – от своего личного будущего до будущего планеты.

– Мы же с вами класс биохимики, – начала разговор Ольга Ключко, директор «девятой» школы, на базе которой уже 5 лет действуют «классы СИБУРа». – И сегодня у вас есть возможность заглянуть в возможное профессиональное будущее: на предприятие, где востребованы специальности, связанные с химией.

В будущее школьники смогли заглянуть, не отходя от парты: директор завода по производству полиэтилена «ЗапСибНефтехима» Сергей Солоткин предложил посмотреть на профессиональный мир через VR-очки. Технологии отправили смельчаков на крупнейший в мире нефтехимический завод, где с высоты птичьего полёта (впрочем, на площадке теперь скажут – с «высоты полёта дрона») они увидели установку пиролиз, МАН, центральную лабораторию… Школьники наблюдали, как с опережением срока строительства вырос ЗСНХ, на котором теперь, в 2022-м, выпускают десятки марок полиэтилена и полипропилена.

– В 1990-е я и не думал, что свяжу свою жизнь с нефтехимическим производством, – признался Сергей Солоткин. – В те годы бытовало мнение: будешь плохо учиться – пойдёшь работать на завод. Что означала эта работа? Физический труд, весь день у станка… Но случилось так, что после армии я устроился на завод в городе Будённовске – на предприятие, аналогичное по профилю «ЗапСибу», но выпускавшее значительно меньший объём продукции. И оказалось, что работать на заводе – очень увлекательно: добытые из-под земли газ, нефть после трансформации превращаются здесь в предметы первой необходимости, те, что окружают нас в обыденной жизни.

Сергей Солоткин построил свою карьеру в нефтехимии, придя на завод без специализированного образования, оператором третьего разряда. Думал, работа на время, прошло несколько десятков лет, а сфера все еще интересна. Конечно, позже получил нужное образование, из оператора вырос в начальника смены, начальника производства, и, наконец, в директора завода.

– Не думайте, что учёба заканчивается с завершением школы, а потом вуза или техникума, – акцентировал внимание школьников гость. – Без увлечённости, без интереса к своему делу никакого роста не получится. Мы учимся всю жизнь, только потом не оценки получаем, а личный результат.

И чтобы окончательно развенчать мифы о промышленных производствах, рассказал будущим химикам о настоящем российских заводов. Здесь автоматизированные процессы повышают безопасность персонала и производства. Мониторить состояние оборудования помогают дроны, способные подняться на высоту в сотни метров, и беспроводные датчики. А VR-очки нужны не только для виртуальных экскурсий, но и для связи с экспертами по всему миру, виртуальное присутствие которых помогает наладить работу оборудование.

Увлекательный разговор о серьёзном вызвал у ребят вопросы – об экологии, о безопасности факельной системы, о том, кто управляет дронами на предприятии. Кто знает, может быть, через несколько лет джойстик дрона, набирающего высоту над «ЗапСибом», будет держать кто-то из этих восьмиклассников. И у них для этого есть все шансы.

– Мы ежегодно нуждаемся минимум в 550 новых сотрудниках, – обнадёжил ребят куратор образовательных программ СИБУРа для школьников и студентов в Тюменской области Виталий Скоморохов. – У СИБУРа 11 промышленных площадок в 25 субъектах РФ. Образовательная программа, в которую вовлечена и школа № 9, способствует привлечению новых мотивированных кадров на наши предприятия. И даже там они не прекращают развиваться: в компании есть программы работы с молодыми специалистами, организовываются форумы, конференции. СИБУР вкладывается не только в производство, но также в развитие сотрудников и в экологию.

Впрочем, впереди у школьников невиртуальная экскурсия на ЗСНХ, сертификат на которую им вручили на уроке. Там они увидят предприятие уже невооружёнными глазами и, возможно, захотят связать жизнь с одним из самых мощных нефтехимических производств в мире. У самых целеустремлённых и инициативных есть отличные шансы попасть на радары компании ещё в вузе: гости объяснили, что после 3 курса с участниками студенческих программ СИБУРа заключаются договоры на целевое обучение, а после их ждёт работа на предприятии.

Заинтересовала ребят и другая экскурсия: в июне вновь начнут работать экотропы СИБУРа, которые пролегают в полутора километрах от предприятия и демонстрируют разнообразие местной флоры и фауны. Среди образчиков дикой природы здесь можно встретить и так называемые экологические индикаторы, свидетельствующие о степени чистоты окружающей среды.

Пока же школьники узнали о системах мониторингах, с помощью которых производственный гигант соблюдает экологические стандарты, из уст специалистов, а потом убедились, что и каждый из них имеет значение для глобальной экосистемы. Доказательства представили экочемоданчик и эковолонтёр Татьяна Уткина. Открывая чемоданчик, ребята сделали одновременно ещё несколько открытий: пластик – это совсем не мусор, а сырьё для вторичной переработки, и каждый может приложить руку к спасению планеты от превращения в гигантскую свалку.

– Почему необходимо заниматься переработкой? Свалки уже переполнены, и если человечество дальше будет продолжать в этом духе, у него нет будущего, – сразу объяснила Татьяна Уткина. И показала, что шанс есть и у ПЭТ-бутылки, которая может превратиться в тротуарную плитку, и у крышек от бутылок, которые становятся флисом для толстовки, и у алюминиевых банок, которые сгодятся для велосипедной рамы. И у человечества, которое научится сортировать и перерабатывать отходы.

Ребята же научились экологическому счёту (предметы с маркировкой «1, 2, 4, 5» сдаём в переработку, «6» – избегаем), наловчились по звуку отличать виды пластика, проследили путь пластиковой бутылки от рождения до… второго рождения и постарались забыть об одноразовых пластиковых пакетах. А чтобы не было возможности забыть об экоуроке «Вторая жизнь пластика», чемоданчик оставили в школе.

 

 

Читайте также: