Тобольск просит взлёт

Еще в октябре прошлого года была погружена первая свая в основание аэровокзального комплекса тобольского аэропорта, а сегодня уже полностью возведён весь каркас аэровокзала, площадь которого превысит 5,5 тысяч квадратных метров.

За короткий промежуток времени сделано довольно много – объём выполненных работ превысил половину.

Ещё пару лет назад мой папа, всю жизнь посвятивший малой авиации, лётчик Ан-2, затем инженер аэродромной службы в Тобольском аэропорту (Татарские Медянки), не верил совсем, что такое возможно и большая авиация станет реальностью в нашем маленьком Тобольске. А сегодня он с огромной радостью и немного грустью – оттого, что руки больше не обнимут высокое небо, наблюдает по информациям из СМИ за ходом строительства новой воздушной гавани Тобольска, думаю, как и многие тоболяки. И мне особенно приятно рассказать сегодня папе и всем неравнодушным, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране и продление антиковидных мер, все взятые на себя обязательства по строительству аэропорта в Тобольске компания СИБУР выполняет, и аэровокзальный комплекс возводится качественно, при этом в достаточно быстром темпе.    

А пока он строится (напомню, это совместный проект СИБУРа и правительства Тюменской области), тоболяки мечтают… Мечтают, что благодаря новым воздушным путям «древняя столица Сибири», ни много ни мало, превратится в туристическую Мекку. Ведь теперь добираться до Тобольска из крупных городов с авиахабами (узловой аэропорт) станет гораздо проще, что позволит увеличить не только поток туристов в жемчужину Сибири. Помните, как сетовали столичные актёры, снимавшиеся в фильме «Тобол», на утомительные переезды во время съёмок от Тюмени до Тобольска. Из-за отсутствия удобной и быстрой транспортной логистики к нам часто не желают и не могут приезжать известные актёры, певцы, музыканты.

Да и нам придётся соответствовать званию туристического центра, не так ли? Всем вместе свой город ещё больше преображать, наводить здесь комфорт и чистоту, создавать новые интересные пространства, реставрировать памятники культуры. Повышать качество обслуживания во всех сферах – от гостиниц и кафе до магазинов и общественного транспорта. И самим меняться вместе с любимым городом, быть добрее, гостеприимнее, улыбчивее – что может быть легче и сложнее одновременно?! Но, думаю, у нас всё получится, особенно когда есть «крылья за спиной». И крылья эти понесут нас за горизонт, за нашей мечтой…. Правда, папа, это уже не мечта, это почти реальность.

Основательное = российское

Сейчас на стройплощадке будущего аэропорта виднеется металлический каркас аэровокзального комплекса с терминалом для пассажиров и административным зданием. В цифрах – это 2 566 кубических метров монолитного железобетона и 520 тонн металлоконструкций на площади в 5,5 тыс. кв. метров. Но этим наземная инфраструктура не заканчивается, здесь ещё появится аварийно-спасательная станция, водоприёмный узел, гараж и навес для техники, модульное административное здание, локально-очистные сооружения и т.д. И выросшие из-под земли железобетонные и металлические конструкции пока лишь отдалённо напоминают «лётные» объекты, но всем своим мощным видом утверждают основательность и прочность.

Причём большинство используемых при строительстве материалов – российского производства, отмечает руководитель проекта строительства аэропорта Алексей Мушкин. «Одним из условий контракта было обозначено максимальное использование высококачественного отечественного оборудования и материалов. Стараемся не отклоняться от поставленного маршрута, вовлекаем отечественного производителя. Более 90% строительных конструкций и материалов, использующихся для возведения каркаса здания аэровокзала, российского производства. Основные материалы отделки, кабельная продукция, большая часть оборудования – всё из России. Щебень, бетон и все другие инертные материалы из Тобольска. В  подземных коммуникациях используем в основном полиэтиленовые  трубы, которые производятся из сырья СИБУРа», – отметил Алексей Мушкин.

Так незаметно, но крепко устанавливается знак качества на всё российское, отечественное, тобольское. И весь возводимый аэровокзальный комплекс представляет собой современное проектное решение, учитывающее самые высокие требования к комфортному и безопасному пребыванию пассажиров. Одноэтажный просторный терминал со светопрозрачным витражным остеклением наверняка порадует даже самых искушённых полётными буднями пассажиров. В отделке аэровокзального комплекса будут использоваться также высококачественные составляющие отечественного производства, в том числе из материалов СИБУРа.

– На данный момент прогресс строительства аэровокзального комплекса и других необходимых объектов наземной инфраструктуры составляет более 50%. Строительные работы ведутся в соответствии с графиком – до конца 2021 года аэропорт в Тобольске будет построен и введён в эксплуатацию. Сейчас в строительстве аэропорта задействована 71 единица техники и более 700 человек. Работы ведутся с соблюдением всех необходимых мер профилактики распространения коронавирусной инфекции. Пик мобилизации строительства аэропорта придётся на май 2021 года: в это время на строительной площадке будут одномоментно работать более 1000 человек. За исключением работ повышенной опасности все остальные выполняются круглосуточно, – сообщил Алексей Мушкин.

Будем гордиться объектом

И сжатые сроки нисколько не повлияют на качество строительства, считает Анатолий Мичуров, менеджер по механомонтажным работам. «В первую очередь, аэропорт для Тобольска – социально значимый объект, и это подстёгивает нас выполнить задачу не только вовремя, в срок, но и качественно. В этом направлении работает целый смежный отдел контроля качества. Сейчас все работы ведутся с опережением, мы ориентированы как можно быстрее закрыть тепловой контур. Прорабатываем ускорение по всем фронтам для того, чтобы у нас был запас времени. Ускоренный темп никак не скажется на качестве», – уверяет Анатолий Мичуров.

Сейчас на площадке выполняется укладка сетей наружных и подземных коммуникаций. Параллельно с данными работами внутри будущего терминала производится планирование пространства зон ожидания прилета, регистрации и получения багажа и установка перегородок, осуществляется штукатурка стен, прокладка сетей внутренних инженерных коммуникаций – водоснабжения, теплоснабжения, пожарного водовода, кабеленесущих систем.

Думаю, все понимают, что самый сложный этап в создании аэропорта – это взлётно-посадочная полоса, требования по ней очень серьёзные, и укладывают её только в тёплый период. Но и сейчас есть свои сложности: ожидается паводковый период, и установка подземных инженерных сетей, возможно, будет затруднена. «Мы подготовлены к паводку, закуплены мотопомпы, насосные машины и весь необходимый инвентарь. Сделаем всё в срок, а это 14 км подземных инженерных сетей, – уверяет руководитель направления управления строительством аэропорта в Тобольске Юрий Дударев. – Одновременно на площадке ведутся разные виды работ, только наружные конструкции завершили, сразу же монтируем систему вентилируемого фасада, а изнутри стены штукатурим, там же перегородки строим, коммуникации прокладываем. На площадке параллельно работают монтажники, каменщики, изолировщики, фасадчики, электрики. Я очень рад, что имею причастность к воплощению такой замечательной мечты Тобольска о большой авиации, и мы её уже практически воплотили, в этом году задачу по строительству аэровокзального комплекса выполним. Мы будем гордиться этим объектом, – не сомневается Анатолий Мичуров.

 Я бы в лётчики пошёл

А ведь о небе люди мечтают всегда, и даже просто сопричастность к лётному делу очень вдохновляет. Что греха таить, и сама в детстве грезила небом и мечтала быть только стюардессой, примеряя у зеркала папкину пилотскую фуражку и китель. В 90-е годы как-то не сложилась моя мечта. Но сейчас у тоболяков есть уникальная возможность стать частью команды, обеспечивающей безопасность полётов тут, на земле, и спокойную работу аэропорта. После ввода в эксплуатацию аэропорт станет местом постоянной работы для более чем полутора сотен сотрудников. И набор персонала уже стартовал. Вакансии аэропорта с точным описанием обязанностей и преимуществ трудоустройства опубликованы на интернет-порталах, посвящённых поиску работы, а также на сайте центра занятости населения города Тобольска и Тобольского района.

–  Мы планируем в ближайшее время набрать еще 100 человек, в данный момент уже есть 60. Приоритет в трудоустройстве на инженерно-технические и рабочие специальности будет отдаваться местным жителям. Все принятые работники, независимо от образования, квалификации и профессионального опыта, будут проходить обучение и стажировку. Подготовительный этап может занять от недели до двух месяцев – в зависимости от вакансии, на которую трудоустраивается сотрудник, и категории. Теоретическая подготовка будущих сотрудников аэропорта будет проходить в Центре инженерно-технической экспертизы «СИБУРИНТЕХ», а практическая – на действующем аэродроме в Тобольске и других аэропортах, управляемых УК «Аэропорты Регионов». В настоящее время в «СИБУРИНТЕХе» проводится обучение будущих специалистов службы авиационной безопасности (САБ), – сообщил исполнительный директор строящегося аэропорта в Тобольске УК «Аэропорты регионов» Владимир Варавва.

Он надеется, что основную массу специалистов найдут здесь, на месте, но, конечно же, учитывая специфику авиаотрасли, по некоторым вакансиям рассматривают узких квалифицированных специалистов из других регионов, которые готовы переехать в Тобольск и продолжить свою деятельность в нашем аэропорту. К примеру, долго искали авиационного орнитолога, который отвечает за орнитологическое обеспечение безопасности полетов, ведь птицы часто мешают воздушным судам при взлёте и посадке. В России лишь два учебных заведения выпускают специалистов данного профиля. И вот один из выпускников трудоустроен в строящийся аэропорт в Тобольске.

«Окончил Казанский приволжский федеральный университет и переехал из Альметьевска в Тобольск, чтобы работать по специальности. Кроме постоянного контроля за перемещением птиц над аэропортом, взлётно-посадочной полосой и по курсу глиссады авиалайнера, раз в три года будет проводиться орнитологический осмотр, включающий сбор сведений о количестве и видах пернатых, проживающих в этой местности», – говорит авиационный орнитолог Роберт Исламов.

Новому аэропорту в Тобольске требуются сотрудники на рабочие и инженерные профессии в различных направлениях: регистрация и обслуживание пассажиров, досмотр пассажиров и багажа, диспетчеризация производственной деятельности, охрана объектов аэропорта, а также – водители специальной техники, аэродромные рабочие, специалисты по обслуживанию воздушных судов, спасатели. Будущий оператор аэропорта за свой счёт организует специальное обучение и стажировку сотрудников по всем должностям. «Все, кто находится на аэродроме, даже элементарно – водитель спецтехники – должен пройти подготовку и иметь право допуска к работе», – заключил Владимир Варавва.

Главное – безопасность

Один из счастливчиков, тоболяк Сергей, он пришёл работать в аэропорт в САБ почти год назад, как только запустили взлётно-посадочную полосу. Можно сказать, он прямиком из морского флота по линии Минтранса попал в воздушный. Учился Сергей в Тобольском рыбтехникуме на судомеханика, работал по контракту на Черноморском флоте, сейчас с семьёй живёт в Тобольске.

– О вакансии узнал через Минтранс, что набирают в службу безопасности аэропорта сотрудников. В мае прошлого года была учёба, из Екатеринбурга приезжали специалисты и обучали нас, потом аттестовывали. С июня 2020 года заступил сюда работать. Сейчас руковожу всем процессом по досмотру транспорта и людей. Когда запустят аэровокзал, буду инспектором по досмотру воздушных судов (чтобы в зоне транспортной безопасности не было никаких запрещённых предметов). В САБе – развод, инструктажи – всё, как в армии. Спрашивают по обязанностям, как и на службе, надо знать, как военный устав. И, в принципе, без разницы – воздушный или морской флот. Самое главное – безопасность. И ждём первого рейса, когда будем проверять уже не строителей, а реальных пассажиров, – поделился Сергей.

И мы тоже очень ждём. Ещё полетаем, папка!

Читайте также: