Лето в Тобольском кремле. Голоса, летящие в небо

фото Дарьи Федотовой

«Лето в Тобольском кремле» выдалось прохладным и дождливым.

Но, несмотря на непогоду, ряды перед сценой, установленной на Красной площади, заполнились. Нарядная публика спрятала шелка и локоны под одинаковые дождевики: что ж, XI фестиваль оперной музыки в Тобольском кремле подчеркнул, что перед искусством все равны.

Из Петербурга, будто шкатулку с драгоценностями, привезли солистов академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Шкатулку открыли на Красной площади, и лауреаты всероссийских и международных конкурсов, выпускники столичных филармоний, обладатели уникальных голосов заполнили Гостиный двор. А после дарили со сцены слушателям арии и дуэты из опер Верди, Бизе, Рахманинова, Моцарта.

Словно экзотическая бабочка расправляет крылья – разглаживает оборки своего платья Наталья Павлова. В Тобольск она привезла арию Виолетты из «Травиаты», партию в дуэтах «Травиаты» и «Дона Жуана» и, конечно, своё роскошное сопрано.

– Планируя выступление на открытых площадках, мы готовы к любой погоде, но на Красной площади холодный ветер, сложно брать дыхание. Голос – хрупкий инструмент, и брать такие крупные, развёрнутые арии и дуэты в подобных условиях довольно опасно, – беспокоится Наталья. Голос, как, впрочем, и любой другой музыкальный инструмент, тоже требует настройки, а в условиях графика, забитого перелётами-переездами (Санкт-Петербург – Тюмень – Тобольск), это даётся непросто.

Настраивать чудесный инструмент, подаренный ей природой, Наталья начала уже лет с пяти, когда стала победительницей детского конкурса в Казани. Потом были музыкальная школа, Казанское музучилище, факультет хорового дирижирования Московской государственной консерватории. Быть на сцене Наталья мечтала всегда, и музыкальный дар дал возможность исполнить мечту – стать солисткой камерной капеллы «Русская консерватория», ансамбля песни и пляски имени Александрова. А потом открылись новые грани привычного инструмента: обнаружилось, что Наталья может блистать и в опере. Шлифовали голос вместе с педагогом по вокалу Рафаэлем Сирикяном, а потом певицу ждали контракты не только с Мариинкой. Сопрано Павловой звучит в театрах Гамбурга и Вены, Чарльстона и Гонконга. В Тобольск Наталья попала из Берлина, а после нашего города её услышат в Эдинбурге.

фото Дарьи Федотовой

Первой её партией на сцене Мариинского театра была русалочья, в «Майской ночи» Римского-Корсакова. За ней последовала ещё одна Русалка, Дворжака. На вопрос, отдала бы, подобно сказочной сирене, свой голос за любовь, Наталья смеётся: торговалась бы.

Конечно, кто расстанется с таким сокровищем, если голос – это ключ, который открывает двери в сказку, Ниццу, Монако и… Тобольск. Но Наталья серьёзна:

–  Я с большим удовольствием приезжаю в разные города. И так мечтала побывать в Тобольске, читала и слышала о нём, что сюда нужно приезжать специально – ходить, смотреть… Как в Суздаль или Владимир, но они недалеко от Москвы и туда легче попасть. В Тобольск же нужно собираться дольше, и обидно, что из-за неудобного фестивального графика я такую возможность упустила, но это вопрос к организаторам.

Впрочем, Наталья печалится недолго – она уверена, что новое свидание с Тобольском впереди. (Тем более что руководитель академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева, оценившая предоставленные кремлём естественные декорации, поделилась планами привезти к нам оперу на русском языке на историческую тему.)

Волшебный голос-ключ открывает не только двери в разные театры и страны, но и сердца. Потом, после выступления, Наталья спрячет голос диапазоном почти в три октавы в хрустальный ларец, уберёт в дальний уголок дорожного чемодана. Оперная певица не слушает в свободное время ничего, разве что шум моря или леса, голоса родных людей. И делится открытием: в любом уголке мира она встречает людей, близких по духу. Одни становятся друзьями, другие стараются не пропускать ни одного концерта, третьи благодаря ей (и голосу-ключу) открывают для себя мир классической музыки и остаются с ним навсегда. Самый же главный поклонник – племянник Илья, второклассник и будущий скрипач, ждёт в Москве. Тётя для него – настоящий пример того, как талант и трудолюбие приводят к успеху: на её концертах он видит, как обычная домашняя Наташа преображается, и этой роскошной диве рукоплещут полные залы.

– Перед искусством все равны, – соглашается Наталья Павлова с дождём. – И на большой сцене прославленного театра, и на маленькой, как в Тобольске, я выхожу к людям. Не все из них знают оперные тонкости, не любой оценит все нюансы музыкальной палитры, но я пою для каждого, и они откликаются сердцами. Выходя на сцену, я каждый раз прошу у того, кто сверху, наполнить меня энергией, которую я подарю публике. Сила искусства – не только в голосе, она – в свете, который ты излучаешь. И тогда искусство раскрывает людей – и тех, что на сцене, и тех, что в зале.

И пел её голос, летящий в небо, и небесно-голубое платье сияло в лучах прожекторов, и каждый из-под капюшонов дождевиков смотрел и слушал… и не замечал дождя. Публика на Красной площади подарила и Наталье, и солистам академии молодых певцов Мариинки, и музыкантам Тюменского филармонического оркестра и хоровой капеллы Тюменской филармонии аплодисменты и цветы. А после Тобольск зажёг для неё небо над кремлём невероятным закатом. В знак будущего свидания, не иначе.

Читайте также: