День речного и морского флота. Всем семь футов под килем

Флотский праздник по традиции отмечают в самый разгар навигации, в первое воскресенье июля. Накануне корреспонденты нашей газеты побывали в Тобольском речном порту, где лично убедились в том, что у речников настоящая страда.

Предприятие ведёт свою историю с 1970 года. Тогда, в августе, в сторону автономных округов отчалило первое судно с грузами. При этом речники отмечают, что порт – правопреемник Тобольской пристани, которая была построена в древней столице Сибири на 236 лет раньше указанной даты.

Больше двух десятилетий Тобольский порт был основной базой по доставке грузов на многочисленные стройки Тюменской области; третья часть всех отправляемых в нефтегазодобывающие районы грузов уходила с причалов Тобольского речного порта.

О сегодняшних буднях тобольских речников мы поговорили с начальником отдела экономики и прогнозирования Еленой ДЕРЕВЕНСКОЙ:

– Благодаря развитой инфраструктуре Тобольский речной порт способен принимать, перерабатывать и перевозить любые грузы. Проектная мощность порта – 1,8 млн тонн в навигацию, но в связи с изменением за последние 20 лет объёмов перерабатываемых грузов по номенклатуре грузов (более 90% – щебень) порт практически может перерабатывать и перевозить до 2,7 млн тонн в навигацию с накоплением грузов в зимний период более 1 млн тонн.

Сегодня ОАО «Тобольский речной порт» по-прежнему один из крупнейших перевалочных портов России, обеспечивающий народно-хозяйственными и строительными грузами строящиеся города, дороги и нефтегазовые промыслы на севере Тюменской области и сельскохозяйственные районы области.

– Как складывается нынешний навигационный период?

– Речные порты – это сезонные предприятия, но для Тобольского порта грань сезонности уже давно стёрлась, на предприятии круглый год кипит напряжённая работа: в навигацию – погрузо-разгрузочные работы и перевозка грузов заказчикам, в межнавигационный период – интенсивное накопление грузов на причалах порта к следующей навигации.

Навигация в этом году началась 16 апреля, то есть на две недели раньше, чем в прошлом. Как правило, её открытие принимает на себя паромная переправа. Перевозку людей и автотранспорта через Иртыш обеспечивают два теплохода – грузопассажирский паром СП-20 и буксир «Тоболяк» с аппарелью, предназначенный для перевозки большегрузной техники. Бесперебойную работу паромной переправы ежедневно обеспечивают слаженные экипажи. Работа паромов осуществляется по утверждённому расписанию, но также возможны и специальные рейсы, в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций для переправы скорой помощи, МЧС, полиции и других служб экстренного реагирования.

– Расскажите о своём коллективе, чем он примечателен?

– Сегодня в Тобольском речном порту навигация идет полным ходом, все службы предприятия работают слаженно, в своем рабочем режиме. Численность работающих в порту – более 300 человек, это одна сплоченная команда. Очень трудно в большом коллективе выделить кого-то. Залог успешной работы предприятия – в согласованных действиях всех его звеньев, всех подразделений и каждого специалиста в отдельности. Именно такая слаженная работа и позволяет коллективу трудиться без сбоев, без брака. У нас много трудовых династий. К примеру, работе в Тобольском речном порту посвятили себя несколько поколений семей Смердиных, Семухиных, Железновых, Горбовых, Абышевых, Злагостевых. На предприятии рядом с опытными специалистами, проработавшими в порту 20-30 лет, набираются опыта молодые.Внимание к кадрам– особая забота руководства. Сейчас в порту много молодых, серьёзных, желающих работать и учиться, способных тружеников. Трудиться в порту престижно. Работой здесь люди дорожат. Что касается отношения генерального директора к своей работе, то Виктор Владимирович причисляет себя к трудоголикам.

Вся трудовая деятельность Виктора Владимировича Зырина связана с работой в Тобольском речном порту. Он прошёл все ступени служебной лестницы: в августе 1971 года начал работу старшим диспетчером рейда, с 1975 года – главный диспетчер порта, с 1977 года – заместитель начальника порта по кадрам, с 1988 года – заместитель начальника порта по эксплуатации (первый заместитель), с июля 1999 года Виктор Владимирович Зырин – генеральный директор.

Горы нипочём

В порту было шумно, кипела работа. У щебёночных гор проворно маневрировали мощные погрузчики, один за другим опрокидывая ковши со строительным материалом в кузова рядом стоящих самосвалов. Чуть дальше одни портальные краны производили выгрузку груза из вагонов, другие – погрузку баржи. Здесь щебень разных фракций с самых различных карьеров Урала.

Наш гид, заместитель генерального директора Сергей Застёла, тем временем рассказывал о материально-технической базе, отмечая, что надо обновить или же укрепить тот или иной производственный участок, где-то надо установить дополнительные мощности, ведь наше оборудование, в основном, выработало свой ресурс. Оно сегодня успешно функционирует только благодаря тому, что работают в порту самые настоящие мастера своего дела.

Над нами возвышались те самые краны-великаны, способные за один раз поднять от пяти до шестнадцати тонн груза. А самый мощный кран, который здесь есть, может поднять и сто тонн – мощности этого силача используют в том числе и для подъёма флота на ремонт. Работу крановщика портального крана простой не назовёшь: находясь в кабине машиниста, надо быть собранным и внимательным, чтобы чутко управлять работой всех подручных механизмов, для подъёма и спуска грузов также требуется уйма знаний и навыков. Хотя заместитель генерального директора, улыбаясь и прищурив глаза, сказал: «Я десять лет на кранах отработал, и ничего… справился».

Не всякого Петровым величают

К нашей группе приближался человек. Даже если бы он шел не в форме, а в гражданской одежде, всё равно, по его твёрдой чеканной походке, можно было бы предположить – капитан. Так и есть. Это Александр Тальников – капитан буксирного теплохода «Григорий Петров». Вот уже два десятка лет он бороздит речные просторы. Пришел работать в порт сразу после училища, и с того момента его жизнь связана с речным флотом. Сколько часов проведено в рейдах, трудно подсчитать, но каждый раз капитан с нетерпением ждёт окончания ледохода, чтобы открыть очередную навигацию. Вверенное ему судно – это буксир-толкач, предназначенный для транспортировки барж, его экипаж состоит из восьми человек. На теплоходе «Григорий Петров» Александр добирался вплоть до Салехарда, плыли тогда примерно две недели.

К слову, в нашем порту уже давно зародилась добрая традиция присваивать теплоходам имена людей, которые своим трудом создавали прочную основу для речных ворот Тобольска. Вот и Григорий Петров в своё время ходил в передовиках, вместе со своим коллективом успешно справлялся с поставленными задачами и перевыполнял планы. Он оставил о себе такую память, что в 2003 году по инициативе руководства предприятия буксир-толкач РТ-653 обрёл имя знатного труженика.

А ещё экипаж этого теплохода однажды не дал погибнуть четырём речникам. Дело было весной, лёд только сошёл. Судно стояло у причала, в ожидании отправки. В это время один из членов экипажа, рассматривая в бинокль окрестности, заприметил плывущий по реке небольшой пароход, однако через пять минут он внезапно исчез из поля зрения. Интуиция подсказывала: «Такого не может быть». Наблюдатель ещё раз навёл оптический прибор и обнаружил на поверхности воды спасательные круги, жилеты и прочий инвентарь, который обычно встречается на водном транспорте. Вахтенный объявил тревогу, и вот «Григорий Петров» уже спешит на помощь. Позже выяснилось: тот пароход шёл с грузом, по объёму превышающим допустимые нормы. В итоге, попав под большую волну, транспорт перевернулся и устремился в пучину, увлекая за собой людей. Тобольские речники подоспели вовремя. Всех четырёх членов экипажа удалось выхватить у стихии, правда, того, кого достали из воды последним, пришлось откачивать. Но всё обошлось.

Читайте также: