Сегодня свой праздник отмечают автомобилисты. Среди них — и Александр Кузнецов
В детстве он грезил самолётами. Когда соседские мальчики увлечённо гоняли во дворе футбольный мяч, Александр Кузнецов колдовал над очередным макетом самолёта.
А вот за штурвал ему так и не удалось сесть. Детскую мечту в одночасье оборвала строгая комиссия. Вердикт «Не годен по здоровью» не оставлял юноше надежду.
Саше пришлось остановиться на запасном варианте: устроиться слесарем. Всё это происходило в далёкие 90-е в небольшом городе Аркалык в Казахстане. За какой-то год парень стал разбираться в двигателях автомобилей как заправский мастер. Но ему этого было мало. Он для себя решил: если не небесные просторы, то дороги -то уж точно будут его, и, как только исполнилось 18 лет, пересел за руль. И не абы какого автомобиля, а «БелАЗа».
Может, и не пытался бы он менять свою жизнь, но в конце 90-х в Казахстане стало совсем нелегко, многие уезжали в Россию. И отправился Александр отвезти пожитки одной семьи в Тобольск. Погулял по городу, что — то пришлось по душе, что — то не очень, но впечатление создалось — здесь жить можно. И работать тоже. После этого было ещё несколько приездов, когда Саша уже точно укрепился во мнении, что будет жить здесь. Друга долго уговаривать не пришлось, и двинулись они налегке с рюкзаками за плечами завоёвывать старинный город: сняли квартиру и пошли пешком искать работу. Это был февраль 1998 года. Саше тогда исполнилось 23 года.
В УМС — 39 его взяли водителем самосвала, правда, спросили: «Справишься?». Юноша с присущей ему скромностью ответил коротко: «Да» и пошёл принимать машину. Подстанция стала его первой и большой стройкой, после таких объектов было так много, что не все и запомнились. А её Саша помнит. Помнит, как с карьера возил песок. Помнит, как было тяжело, как ночью перед сном гудели руки от перенапряжения, как будто целый день лопатой махал. Это ведь не шутки — в день по 300 километров наматывать.
Прошло 20 лет. Уже давным-давно он пересел на «КамАЗ» и организацию поменял. Стал работать в ССУ-6 АО «Тобольскстроймеханизация».
А это другие грузы, другие километры. В два раза больше они набегали, когда отправлялся он с грузом в Ханты-Мансийск, работники «Тобольскстроймеханизации» не один дом построили в этом северном городе. Саше везло — он всегда благополучно возвращался домой, но когда-то этому везению, видимо, тоже приходит конец.
Это была зима, холодная, даже лютая. Саша выехал порожняком спозаранку, чтобы успеть засветло домой, мало ли что в дороге может случиться. На полпути к Тобольску двигатель намертво заглох, и все навыки, весь водительский опыт Саши не смогли реанимировать его. Александр грелся паяльной лампой и подъедал небольшие запасы еды, и когда через сутки приехал тягач, водитель кое-как растормошил его и привёл в чувство. У Саши тогда мелькнула мысль: «Спасён».
Александр Кузнецов в ССУ-6 на хорошем счету. Ни один конкурс профессионального мастерства не проходит без его участия.
— Вы такой азартный человек, или вас заставляют в них участвовать? — интересуюсь у него.
— Если бы нам навязывали, я ведь мог бы как попало ответить на вопросы, в следующий раз уж точно не позвали бы. Но я понимаю, что мне это нужно по работе, что каждый раз я оттачиваю своё мастерство, — рассуждает Александр.
Своё мастерство ему приходится проявлять каждый день. Попробуйте-ка так точно припарковать автомобиль, чтобы каждый ковш экскаватора попадал прямо в цель — в кузов. От силы всего два движения руля — и автомобиль движется в нужном направлении. Машина на немыслимом повороте точно вписывается в нужное место.
А ещё я спросила опытного водителя, есть ли у него секреты, которые помогают ему в работе. «Нужно быть человеком. Обгонять и подрезать — не дело, должна быть культура вождения. Меньше нервничаешь — лучше едешь», — раскололся Александр.
Согласитесь, водитель «КамАЗа» всегда вызывает некий трепет: попробуй-ка управлять такой махиной! Как только их не называют: тяжеловесы, элита. Саша же зовёт себя универсальным «солдатом», который отвечает за всё.