Суровый экзамен

 Сегодня трудно себе представить, что и как происходило в те дни и месяцы, месяцы и годы – суровые, трудные годы войны. 

22 июня 1941 года – день света и тепла – обернулся чёрной бедой для нашего народа. Тоболяки с глубоким возмущением и тревогой восприняли весть о нападении фашистской Германии. Митинг, состоявшийся 22 июня на территории городского сада, собрал три тысячи тоболяков. Молодёжь рвалась на фронт. Участники многолюдных собраний и митингов, проведённых в городе и районе, выразили твёрдую уверенность в победе над врагом.

Уже на третий день жители нашего города проводили на фронт первую группу добровольцев. Из тоболяков были сформированы сибирские части и соединения, которые отличились в решающих оборонительных и наступательных сражениях Великой Отечественной войны. Это 42-я особая сибирская бригада, 119-я Краснознамённая стрелковая дивизия, 308-я, 368-я стрелковые дивизии, 339-й стрелковый полк и многие другие. Тысячи уроженцев города сражались на передовой. Многие из них не вернулись домой. Тобольская земля дала стране семь Героев Советского Союза.

Находясь в глубоком тылу, Сибирь стала местом сосредоточения эвакуированного производства, которое в кратчайшие сроки возобновило работу на нужды фронта. Ввиду того, что большинство мужчин ушли на фронт, многие мужские профессии пришлось осваивать женщинам и детям. 

Тобольск выполнял функции важного транспортного звена. По реке Иртыш из северных городов доставлялись заготовленные для фронта продукты питания, лес.

«Тоболяк» ушёл на фронт

Учитель и война… Кажется, нет понятий более далёких друг от друга, потому что учитель – одна из самых мирных профессий. Но грянула война… Тысячи учителей покинули классы, чтобы идти в бой. Защищать Родину, мир, идеалы, которым они учили своих питомцев в больших и маленьких школах огромной нашей страны. Были среди тех тысяч, защищавших Родину, учителя и наших школ.

В первые дни войны ушли на фронт добровольцами учителя школ №№ 1 и 14 – директор школы №1 Л. В. Журавлёв, В. К. Монарев, В. Г. Огорелкова, А. А. Жигарев, П. Д. Томилов, Н. Я. Плесовских.

А те, кто остались, продолжали учить детей. Это был дружный женский коллектив. Все они работали с полной самоотдачей, хотя было это неизмеримо трудно. В середине 1942-1943 учебного года в учебный план школ был введён предмет – «военное дело». Учебная программа нового предмета предусматривала строевую, лыжную, огневую противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, технику рукопашного боя и военно-санитарного дела. За годы войны учащиеся приобрели навыки сельскохозяйственного труда и военного дела.

Материальное положение школ в военные годы было слабым. В протоколе №136 заседания Исполкома Тобольского Городского Совета Депутатов трудящихся от 25 августа 1942 года значится, что многие школы города не были готовы к новому учебному году, так как не был произведён текущий ремонт и не все школы были укомплектованы педагогическими кадрами. И всё-таки школы жили, учили, работали.

фото workshome.ru

Школу №1 возглавила Мария Андреевна Тверитина, а школу №14 – Цигвинцева Александра Тихоновна. С войной усугубились прежние и появились новые объективные трудности.

Не хватало учебников, не было тетрадей, чернил. Приходилось писать на газетах, этикетках, старых книгах. Чернила делали из сажи и чаги. Например: в школе №14 на 40 учеников 1 класса было 13 учебников по русскому языку, 14 букварей, 16 сборников по арифметике, 6 сборников упражнений, 13 книг для чтения. 

В холодное время учителя и учащиеся сами отапливали помещения, дрова заготавливали тоже сами. Представительница знаменитой династии Поповых, Иустина Моисеевна, учительница школы №14 рассказывала о том, как ежегодно учащиеся и учителя работали на берегу Иртыша на заготовке дров. Они развязывали стяги и пилили брёвна. И откуда только бралась сноровка в пилке и колке дров.

Однажды стяг лопнул, и сильный удар пришёлся ей прямо по голове. Ребята подбежали к ней, подняли, поставили на ноги и проводили домой. Этот случай очень сильно подорвал здоровье Иустины Моисеевны. «Помню, – пишет М. А. Тверитина, – после уроков учителя собирались в одном из классов или кабинете директора и при еле мерцающей электрической лампочки или коптилке проверяли работы ребят, готовились к урокам, обсуждали текущие школьные дела, делились своими личными проблемами».

У многих ребят отцы и матери были на фронте или работали на военном производстве, прежде всего нужно было заменить ребятам родителей. Нужно было вовремя подбодрить ребёнка успокоить его, поддержать. Огромной силой убеждения владели учителя: Т.С. Борисова, М.П. Поспелов, Н.Н. Куратова, М.А. Тверитина, К.К. Решетникова, А. В. Уженцева. В школе всегда с нетерпением ждали писем с фронта. От горя не раз сжималось учительское сердце, узнав о гибели родителей своих ребят. В такие минуты можно было увидеть, как в укромном уголке школы сидит, обнявшись со своим учеником его учительница. Получали похоронки и учителя: Е. Н. Шибнева, П. С. Пермитина, А. С. Антипина, К. И. Бигаева. А на уроки каждая приходила, как всегда – вовремя. Учительские коллективы школ отчисляли часть заработанной платы, подписывались на военные займы и сдавали облигации в фонд Обороны, собирали бойцам тёплые вещи, организовывали ребят на помощь семьям фронтовиков.

Газета «Тобольская правда» писала в январе 1943 года: «Учащиеся и учителя школы №1 за полугодие внесли в фонд Обороны 30 тысяч рублей. Кроме того, собрано 508 килограммов железного лома, 100 килограммов чугуна и меди». В протоколе от 15 октября 1943 года мы читаем решение, которое принял коллектив учителей школы №14: ежедневно работать на выгрузке картофеля по 3-4 часа; в воскресные и субботние дни выходить на распилку дров; в фонд помощи освобождённым районам от немецких захватчиков внести по 1000 рублей. В выписках из протоколов производственных совещаний неполной средней школы №14 за 1941-1945 годы мы прочитали, какие решения принимал коллектив школы. 23 августа 1941 года решили 30 человек с 3 учителями отправить для помощи колхозу; создать тимуровские команды для помощи семьям красноармейцев по кварталам; организовывать сбор грибов, ягод и лекарственных трав. 21 ноября 1941 года: всем коллективом учителей и учащихся старших классов распилить дрова детскому дому им. 18 Партсъезда. Заработанные деньги внести на танкостроение; организовать сбор средства на эскадрилью. 30 января 1942 года: собрать тёплые вещи для бойцов Красной армии; собрать книги и учебники для школ, пострадавшим от немецких захватчиков.

фото http://history.niv.ru

За годы войны школами №№ 1 и 14 были собраны средства на танковые колонны: «Тоболяк», «Народный учитель», «Боевые подруги». 

Тогда не было отпусков. Всё лето работали учителя. Они собирали лекарственные травы, ягоды, грибы. Вручную был вскопан не один гектар земли. Учителя школы №1 в Мостовом Лугу посадили картошку и капусту. Собранный урожай стал хорошим подспорьем в приготовлении школьных завтраков. До чего хороша была похлёбка, подбитая мукой, которую с любовью готовила школьная уборщица тётя Фаина.

Занятия в школах начинались с 8 часов утра. В школе №14 было 17 классов, 530 учащихся. С 29 декабря 1941 года в 7 классах было введено как учебный предмет сельское хозяйство, преподавателем которого была Зоя Ивановна Золотарёва. При школе было большое учебно-опытное хозяйство, площадью 2 гектара, теплично-парниковое хозяйство, кролиководческая ферма, пасека. На период лета комплектовались бригады учащихся 5-7 классов для работы на теплично-парниковом хозяйстве, на цветнике, на огородах под руководством учителей.

В 1944 году доход составил 128 тысяч 500 рублей. Все заработанные деньги шли помощь бойцам Красной Армии, обеспечение детей горячими завтраками, на содержание школы. За безупречный долголетний труд многие учителя школ №№1 и 14 были награждены высокими правительственными наградами: орденом Ленина – преподаватель географии А. Ф. Попова, Заслуженная учительница РСФСР, отличник народного просвещения Т. С. Борисова, преподаватель немецкого языка А. Е. Фурсова преподаватель математики, отличник народного просвещения М. П. Поспелов; орденом «Знак почёта» – директор школы с 1943 по 1948 гг. Заслуженная учительница РСФСР М. А. Тверитина, учительница начальных классов Е. К. Надеждинская. Учителя школы №14 награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». Вот их имена: Конокоткина А. Н., Попова И. М., Монастырёва Т. Ф., Бажина В. Г., Жетикова З. Н., Усольцева Н.В., Ефимова О. Н., Мамеева З. Н.

Фото из фондов Государственного архива России

Дети войны

Сегодня трудно поверить в то, что дети, едва научившись складывать буквы в слова, помогали фронту наравне с взрослыми. С первого года войны в школах стали преподавать военное дело. Учащиеся проходили подготовку и сдавали нормы БГТО («Будь готов к труду и обороне»), на значок «Ворошиловский стрелок», занимались в кружках первой медицинской помощи Общества Красного Креста РСФСР. Кроме учебных предметов ребята изучали столярное и слесарное дело. На станках изготавливали детали для предприятий города, выполняя военный заказ. Не одна посылка была собрана и отправлена на фронт. В посылку ребята вкладывали письма. В первую военную зиму дети и учителя школы откликнулись на призыв «Фронту – тёплые вещи!». Организовали сбор тёплых вещей у населения, вязали носки, рукавицы, шапки, шили кисеты.

Ученица военной поры школы №1 Калугина Вера вспоминает:

«Школа №1 занималась в три смены. Ребят было много, и за каждой партой сидело по 3-4 человека. Ученикам в то время давали 50 граммов чёрного хлеба на перемене. Иногда варили уху по миске на ученика. Какое это было блаженство. Рыбу всю на фронт отправляли и лишь немного оставляли детям. Запомнились мигающие фитильки, хорошо известные людям военной поры. В плошку наливали не то жиру, не то керосину, вставляли фитилёк. Как при этом освещении можно было что-то читать – сейчас удивительно». 

И при всём при этом успеваемость в школах не снижалась, требования к знаниям оставались такими же высокими. Хорошая учёба расценивалась как помощь фронту. В 1945 году из 21 ученика десятого класса 17 человек сдали экзамен по литературе на отлично, а на экзамене по математике 11 человек получили «5», семь человек «4», три человека «3». С золотой медалью школу окончили Козырева Тамара и Налобина Лидия. В книге «Дети войны» выпускница школы №14, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Галина Трофимовна Бонифатьева рассказывает о том, как она и её сверстники жили в годы войны. «Уже в первую военную осень мы, школьники, приняли участие в уборке урожая: копали картошку, убирали морковь, репу, турнепс в пригородных колхозах. Работали днём, а вечером возвращались пешком домой. И даже тогда, когда начались учебные занятия в школе, мы продолжали работать по субботам и воскресеньям, а иногда и после занятий. Старшие ребята вместе с учителями были направлены в деревни Маслянка и Комарица, где жили и работали почти два месяца. Девочки вязали вручную снопы, а мальчики возили их на ток. К вечеру у нас сильно болели спины, ноги, а особенно – израненные руки, а утром нужно было вставать и снова идти на работу».

Каждый ученик был включён в социалистическое соревнование, итоги которого подводились еженедельно и вывешивались на доске объявлений. Хочется отметить, что жизнь в школах в годы войны не ограничивалась лишь учёбой и трудом. Ребята активно занимались творчеством. В школах проходили вечера отдыха, работали драматические кружки, учащиеся активно занимались спортом. В школе №1 был свой струнный оркестр, работала редколлегия. Издавался рукописный журнал «Наше творчество». В нём пробовали свои силы школьные поэты и писатели. Между школами организовывались соревнования по волейболу, стрельбе, лыжным гонкам.

Одна большая семья

В годы войны в город Тобольск хлынула волна эвакуированных. В городе и районе были открыты детские дома. В школе №1 был размещён Польский детский дом. 24 апреля 2015 года на здании школы установлена мемориальная доска. В школах №№1 и 14 учились ребята из блокадного Ленинграда. Подмосковья, Запорожья, Новочеркасска и других районов. Тысяча семей нашла приют в небольшом сибирском городке.

Надежда Крюкова

Е. Садовникова

Читайте также: