Суровый экзамен
Сегодня трудно себе представить, что и как происходило в те дни и месяцы, месяцы и годы — суровые, трудные годы войны.
22 июня 1941 года — день света и тепла – обернулся чёрной бедой для нашего народа. Тоболяки с глубоким возмущением и тревогой восприняли весть о нападении фашистской Германии. Митинг, состоявшийся 22 июня на территории городского сада, собрал три тысячи тоболяков. Молодёжь рвалась на фронт. Участники многолюдных собраний и митингов, проведённых в городе и районе, выразили твёрдую уверенность в победе над врагом.
Уже на третий день жители нашего города проводили на фронт первую группу добровольцев. Из тоболяков были сформированы сибирские части и соединения, которые отличились в решающих оборонительных и наступательных сражениях Великой Отечественной войны. Это 42-я особая сибирская бригада, 119-я Краснознамённая стрелковая дивизия, 308-я, 368-я стрелковые дивизии, 339-й стрелковый полк и многие другие. Тысячи уроженцев города сражались на передовой. Многие из них не вернулись домой. Тобольская земля дала стране семь Героев Советского Союза.
Находясь в глубоком тылу, Сибирь стала местом сосредоточения эвакуированного производства, которое в кратчайшие сроки возобновило работу на нужды фронта. Ввиду того, что большинство мужчин ушли на фронт, многие мужские профессии пришлось осваивать женщинам и детям.
Тобольск выполнял функции важного транспортного звена. По реке Иртыш из северных городов доставлялись заготовленные для фронта продукты питания, лес.
«Тоболяк» ушёл на фронт
Учитель и война… Кажется, нет понятий более далёких друг от друга, потому что учитель – одна из самых мирных профессий. Но грянула война… Тысячи учителей покинули классы, чтобы идти в бой. Защищать Родину, мир, идеалы, которым они учили своих питомцев в больших и маленьких школах огромной нашей страны. Были среди тех тысяч, защищавших Родину, учителя и наших школ.
В первые дни войны ушли на фронт добровольцами учителя школ №№ 1 и 14 – директор школы №1 Л. В. Журавлёв, В. К. Монарев, В. Г. Огорелкова, А. А. Жигарев, П. Д. Томилов, Н. Я. Плесовских.
А те, кто остались, продолжали учить детей. Это был дружный женский коллектив. Все они работали с полной самоотдачей, хотя было это неизмеримо трудно. В середине 1942-1943 учебного года в учебный план школ был введён предмет – «военное дело». Учебная программа нового предмета предусматривала строевую, лыжную, огневую противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, технику рукопашного боя и военно-санитарного дела. За годы войны учащиеся приобрели навыки сельскохозяйственного труда и военного дела.
Материальное положение школ в военные годы было слабым. В протоколе №136 заседания Исполкома Тобольского Городского Совета Депутатов трудящихся от 25 августа 1942 года значится, что многие школы города не были готовы к новому учебному году, так как не был произведён текущий ремонт и не все школы были укомплектованы педагогическими кадрами. И всё-таки школы жили, учили, работали.
Школу №1 возглавила Мария Андреевна Тверитина, а школу №14 — Цигвинцева Александра Тихоновна. С войной усугубились прежние и появились новые объективные трудности.
Не хватало учебников, не было тетрадей, чернил. Приходилось писать на газетах, этикетках, старых книгах. Чернила делали из сажи и чаги. Например: в школе №14 на 40 учеников 1 класса было 13 учебников по русскому языку, 14 букварей, 16 сборников по арифметике, 6 сборников упражнений, 13 книг для чтения.
В холодное время учителя и учащиеся сами отапливали помещения, дрова заготавливали тоже сами. Представительница знаменитой династии Поповых, Иустина Моисеевна, учительница школы №14 рассказывала о том, как ежегодно учащиеся и учителя работали на берегу Иртыша на заготовке дров. Они развязывали стяги и пилили брёвна. И откуда только бралась сноровка в пилке и колке дров.
Однажды стяг лопнул, и сильный удар пришёлся ей прямо по голове. Ребята подбежали к ней, подняли, поставили на ноги и проводили домой. Этот случай очень сильно подорвал здоровье Иустины Моисеевны. «Помню, — пишет М. А. Тверитина, — после уроков учителя собирались в одном из классов или кабинете директора и при еле мерцающей электрической лампочки или коптилке проверяли работы ребят, готовились к урокам, обсуждали текущие школьные дела, делились своими личными проблемами».
У многих ребят отцы и матери были на фронте или работали на военном производстве, прежде всего нужно было заменить ребятам родителей. Нужно было вовремя подбодрить ребёнка успокоить его, поддержать. Огромной силой убеждения владели учителя: Т.С. Борисова, М.П. Поспелов, Н.Н. Куратова, М.А. Тверитина, К.К. Решетникова, А. В. Уженцева. В школе всегда с нетерпением ждали писем с фронта. От горя не раз сжималось учительское сердце, узнав о гибели родителей своих ребят. В такие минуты можно было увидеть, как в укромном уголке школы сидит, обнявшись со своим учеником его учительница. Получали похоронки и учителя: Е. Н. Шибнева, П. С. Пермитина, А. С. Антипина, К. И. Бигаева. А на уроки каждая приходила, как всегда — вовремя. Учительские коллективы школ отчисляли часть заработанной платы, подписывались на военные займы и сдавали облигации в фонд Обороны, собирали бойцам тёплые вещи, организовывали ребят на помощь семьям фронтовиков.
Газета «Тобольская правда» писала в январе 1943 года: «Учащиеся и учителя школы №1 за полугодие внесли в фонд Обороны 30 тысяч рублей. Кроме того, собрано 508 килограммов железного лома, 100 килограммов чугуна и меди». В протоколе от 15 октября 1943 года мы читаем решение, которое принял коллектив учителей школы №14: ежедневно работать на выгрузке картофеля по 3-4 часа; в воскресные и субботние дни выходить на распилку дров; в фонд помощи освобождённым районам от немецких захватчиков внести по 1000 рублей. В выписках из протоколов производственных совещаний неполной средней школы №14 за 1941-1945 годы мы прочитали, какие решения принимал коллектив школы. 23 августа 1941 года решили 30 человек с 3 учителями отправить для помощи колхозу; создать тимуровские команды для помощи семьям красноармейцев по кварталам; организовывать сбор грибов, ягод и лекарственных трав. 21 ноября 1941 года: всем коллективом учителей и учащихся старших классов распилить дрова детскому дому им. 18 Партсъезда. Заработанные деньги внести на танкостроение; организовать сбор средства на эскадрилью. 30 января 1942 года: собрать тёплые вещи для бойцов Красной армии; собрать книги и учебники для школ, пострадавшим от немецких захватчиков.
За годы войны школами №№ 1 и 14 были собраны средства на танковые колонны: «Тоболяк», «Народный учитель», «Боевые подруги».
Тогда не было отпусков. Всё лето работали учителя. Они собирали лекарственные травы, ягоды, грибы. Вручную был вскопан не один гектар земли. Учителя школы №1 в Мостовом Лугу посадили картошку и капусту. Собранный урожай стал хорошим подспорьем в приготовлении школьных завтраков. До чего хороша была похлёбка, подбитая мукой, которую с любовью готовила школьная уборщица тётя Фаина.
Занятия в школах начинались с 8 часов утра. В школе №14 было 17 классов, 530 учащихся. С 29 декабря 1941 года в 7 классах было введено как учебный предмет сельское хозяйство, преподавателем которого была Зоя Ивановна Золотарёва. При школе было большое учебно-опытное хозяйство, площадью 2 гектара, теплично-парниковое хозяйство, кролиководческая ферма, пасека. На период лета комплектовались бригады учащихся 5-7 классов для работы на теплично-парниковом хозяйстве, на цветнике, на огородах под руководством учителей.
В 1944 году доход составил 128 тысяч 500 рублей. Все заработанные деньги шли помощь бойцам Красной Армии, обеспечение детей горячими завтраками, на содержание школы. За безупречный долголетний труд многие учителя школ №№1 и 14 были награждены высокими правительственными наградами: орденом Ленина – преподаватель географии А. Ф. Попова, Заслуженная учительница РСФСР, отличник народного просвещения Т. С. Борисова, преподаватель немецкого языка А. Е. Фурсова преподаватель математики, отличник народного просвещения М. П. Поспелов; орденом «Знак почёта» — директор школы с 1943 по 1948 гг. Заслуженная учительница РСФСР М. А. Тверитина, учительница начальных классов Е. К. Надеждинская. Учителя школы №14 награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». Вот их имена: Конокоткина А. Н., Попова И. М., Монастырёва Т. Ф., Бажина В. Г., Жетикова З. Н., Усольцева Н.В., Ефимова О. Н., Мамеева З. Н.
Дети войны
Сегодня трудно поверить в то, что дети, едва научившись складывать буквы в слова, помогали фронту наравне с взрослыми. С первого года войны в школах стали преподавать военное дело. Учащиеся проходили подготовку и сдавали нормы БГТО («Будь готов к труду и обороне»), на значок «Ворошиловский стрелок», занимались в кружках первой медицинской помощи Общества Красного Креста РСФСР. Кроме учебных предметов ребята изучали столярное и слесарное дело. На станках изготавливали детали для предприятий города, выполняя военный заказ. Не одна посылка была собрана и отправлена на фронт. В посылку ребята вкладывали письма. В первую военную зиму дети и учителя школы откликнулись на призыв «Фронту — тёплые вещи!». Организовали сбор тёплых вещей у населения, вязали носки, рукавицы, шапки, шили кисеты.
Ученица военной поры школы №1 Калугина Вера вспоминает:
«Школа №1 занималась в три смены. Ребят было много, и за каждой партой сидело по 3-4 человека. Ученикам в то время давали 50 граммов чёрного хлеба на перемене. Иногда варили уху по миске на ученика. Какое это было блаженство. Рыбу всю на фронт отправляли и лишь немного оставляли детям. Запомнились мигающие фитильки, хорошо известные людям военной поры. В плошку наливали не то жиру, не то керосину, вставляли фитилёк. Как при этом освещении можно было что-то читать — сейчас удивительно».
И при всём при этом успеваемость в школах не снижалась, требования к знаниям оставались такими же высокими. Хорошая учёба расценивалась как помощь фронту. В 1945 году из 21 ученика десятого класса 17 человек сдали экзамен по литературе на отлично, а на экзамене по математике 11 человек получили «5», семь человек «4», три человека «3». С золотой медалью школу окончили Козырева Тамара и Налобина Лидия. В книге «Дети войны» выпускница школы №14, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Галина Трофимовна Бонифатьева рассказывает о том, как она и её сверстники жили в годы войны. «Уже в первую военную осень мы, школьники, приняли участие в уборке урожая: копали картошку, убирали морковь, репу, турнепс в пригородных колхозах. Работали днём, а вечером возвращались пешком домой. И даже тогда, когда начались учебные занятия в школе, мы продолжали работать по субботам и воскресеньям, а иногда и после занятий. Старшие ребята вместе с учителями были направлены в деревни Маслянка и Комарица, где жили и работали почти два месяца. Девочки вязали вручную снопы, а мальчики возили их на ток. К вечеру у нас сильно болели спины, ноги, а особенно – израненные руки, а утром нужно было вставать и снова идти на работу».
Каждый ученик был включён в социалистическое соревнование, итоги которого подводились еженедельно и вывешивались на доске объявлений. Хочется отметить, что жизнь в школах в годы войны не ограничивалась лишь учёбой и трудом. Ребята активно занимались творчеством. В школах проходили вечера отдыха, работали драматические кружки, учащиеся активно занимались спортом. В школе №1 был свой струнный оркестр, работала редколлегия. Издавался рукописный журнал «Наше творчество». В нём пробовали свои силы школьные поэты и писатели. Между школами организовывались соревнования по волейболу, стрельбе, лыжным гонкам.
Одна большая семья
В годы войны в город Тобольск хлынула волна эвакуированных. В городе и районе были открыты детские дома. В школе №1 был размещён Польский детский дом. 24 апреля 2015 года на здании школы установлена мемориальная доска. В школах №№1 и 14 учились ребята из блокадного Ленинграда. Подмосковья, Запорожья, Новочеркасска и других районов. Тысяча семей нашла приют в небольшом сибирском городке.
Надежда Крюкова
Е. Садовникова