Дух музыки
Он давно поселился в стенах отделения искусств и культуры имени Алябьева Тобольского многопрофильного техникума. Он многолик и многозвучен: то помчит вприпрыжку по клавишам рояля, то загудит в трубу, то раскатится барабанной дробью. Теперь его заботам доверили и детский духовой оркестр.
Инструменты для оркестра имелись, но уже давно тосковали от безделья. Музыкальный дух, конечно, без помощи здесь бы не обошёлся. Но нашёлся человек, который обнаружил – инструменты хорошие, но лежат без дела, сохнут. Дело времени – восстановить их работоспособность и вдохнуть в них жизнь и музыку.
– Детский духовой оркестр – показатель культуры города, – считает преподаватель высшей квалификационной категории Николай Шадрин, сам выпускник Тобольского тогда ещё училища искусств и культуры. – Поработав на Севере, я вернулся в Тобольск и удивился: в таком замечательном городе – и нет детского духового оркестра?
Собрался с духом и взялся за дело. Прошёлся по общеобразовательным школам, набрал учеников – иные из них до того и нот не знали. Но через год, в 2018-м, при наборе на курс к Николаю Николаевичу уже конкурс – несколько человек на место.
Оркестр – туба и труба, альт, тенор и баритон, флейта, саксофоны, кларнеты – наворачивают круги по коридорам, нестройно гудят каждый на свой лад. Большинству оркестрантов – по 10-11 лет, и из-под пальцев выскакивают «кузнечики», капризно изгибается мундштук, и путают ноты клапаны. Не устаёт ли преподаватель от этого вечного гула?
– Я уже 27 лет получаю удовольствие от него, – улыбается Николай Шадрин. – Зато когда они вместе, вдесятером, берут согласно одну ноту – это же здорово!
На сцене они сливают голоса в один – по крайней мере, стараются. К медникам из общеобразовательных школ для полной гармонии со временем присоединились учащиеся отделения дополнительного образования отделения искусств и культуры. Вот Павел Гусев, в общем голосе звучит его кларнет. Павел недолго пилил скрипку, после – играл на фоно, а теперь вдыхает воздух, а выдыхает… Моцарта. Этого у него, непоседы Паши, «кузнечик» скачет по инструменту. Марка Слинкина дух музыки позвал, когда он ждал в коридоре отделения старшую сестру – она играла на фортепиано. Теперь на сестру Марк смотрит со снисхождением – уж из него-то музыкант вышел и получше некоторых. Марк тоже звучит кларнетом, он занимается музыкой пятый год и в будущем видит себя музыкантом.
«Синяя птица» принесла желание играть Григорию Каморникову. Он – альтгорн, но имеет виды на трубу. В шоу «Синяя птица» на трубе играл одиннадцатилетний мальчик. «Чем я хуже?» – подумал Григорий и отправился к Николаю Николаевичу. Любимый совет от преподавателя: когда играешь, наслаждайся. Максим Галимзянов играет на трубе. Ему нравится не только труба, но и оркестр – это командная игра, в которой всегда чувствуешь поддержку друга и его точную ноту, если не вытянул сам.
Девочки-оркестрантки Катя Закирова и Михалина Кунгурова более серьёзны и собраны. Они считают, что занятия музыкой помогают быть дисциплинированными и упорными, внимательными к каждой мелочи.
Впрочем, мы согласны с Гейне: когда кончаются слова, начинается музыка. Детский оркестр расскажет о себе – как по нотам, зазвучав. Концерт «Настроение – лето!» открывает кларнет и его Паша Гусев. Мы услышим и кларнетное трио, и саксофонный квинтет, а главное – детский духовой оркестр «Jolly Band». Голос подобного тобольского оркестра звучит впервые за многие годы. Как сказал бы Григорий Каморников – наслаждайтесь!