День Учителя – 2018. История, основанная на достоверности

фото Дарьи Федотовой

Совсем не задумываясь и не подбирая слов, наперебой весело сообщали нам семиклассники о своём любимом педагоге – учителе истории школы №2 Альбине Угрюмовой: «Нам с ней очень интересно!»

И ей с детьми так же интересно и непредсказуемо, каждый её день совершенно разный – эмоционально и событийно, с этими неугомонными, громкими и беспокойными, на наш взгляд, ребятами ей очень-очень здорово. «С детьми постоянно ощущаешь какой-то особый ритм жизни, движение вперёд, никогда не стоишь на месте, с ними абсолютно непредсказуемо, ты не можешь одинаково линейно планировать свой день, с ними всё время что-то происходит, и мне это нравится. Этого ощущения нет во многих других профессиях, поэтому на данный момент я не представляю себя в другой сфере», – так же весело и увлечённо заявляет молодой педагог Альбина Рифовна.

А ведь сама, будучи старшеклассницей, и уже во время учёбы в Тюменском госуниверситете она и не предполагала, что увлечёт её учительская стезя, да так, что не оторвать будет. Интерес к профессии педагога и любовь к детям проснулись у Альбины благодаря педагогической практике в вузе, тогда и решила выпускница своё сильное увлечение исторической наукой и археологией совместить с педагогикой. И вот по счастливой (особенно для её сегодняшних учеников) случайности после окончания ТюмГУ, затем замужества и переезда из Тюмени в Тобольск, попала она в «речпортовскую» школу №2, про которую говорит с уважением и радостью.

Казалось бы, повидав немало тюменских школ и гимназий, другой бы на её месте посчитал, что удалённое от города учебное заведение по оснащённости и современному дизайну несколько уступает даже тобольским учреждениям… Но Альбина Угрюмова совершенно так не считает, потому о другой школе и не мыслит, отработав здесь три с половиной года. И, несмотря на дальние расстояния, а ей приходится ездить из центра города, каждое утро с трепетом ждёт встречи со школьниками.

Я счастлива, что среди учебного (2014-2015) года меня пригласили сюда работать, в связи с переходом преподавателя истории и обществознания в другую школу. Мне нравится наш коллектив, ребята, атмосфера нашей школы. Сегодня это мой второй дом, моя семья, – искренне, без какого-либо пафоса, говорит Альбина. – И эта школа для меня ничем не хуже других, я не ощущаю, что мне не хватает какой-то оснащённости, оборудования, у меня есть всё необходимое для работы. Стараюсь делать свои уроки интересными и насыщенными. Вообще считаю, неважно, в каких стенах ты находишься, для работы с детьми не обязательно иметь супертехнику. Самое главное – это желание работать с детьми. А они во все времена одинаковые – хотят внимания к себе и общения.

И даже их интернет-зависимость Альбину Рифовну нисколько не пугает: сегодня учителя не отстают от своих учеников, им подвластны самые современные технологии и гаджеты. А вот как историку ей приходится часто сталкиваться с псевдоисторическими фактами, которыми полон  интернет, и дети делятся этим на уроках. «Да, приходится обсуждать эти версии, к примеру, недавно старшеклассник рассказал, что Петра I подменили за границей. Объясняю ребятам и учу их, что всегда надо работать с первоисточниками, необходимо проверять любую информацию, нельзя верить всему, что услышали и узнали. Большинство «исторических» фактов не имеют никакого достоверного обоснования, они построены на слухах. В сегодняшнем огромном информационном потоке нужно научиться отфильтровывать ненужное и, имея исходные данные, приходить к определённой оценке», – делится Альбина Угрюмова.

И сама испытывает огромное наслаждение, когда изучает бесценнейшие, по её мнению, исторические фонды в Тобольском госархиве. Исключительно на работе с архивными данными она основывает всю научную деятельность, которую ведёт в школьном научном обществе «Альтаир», заставляя ребят пользоваться первоисточниками (кстати, один из таких источников, изучаемых детьми и педагогом, это прародительница «Тобольской правды» – газета «Тобольские губернские ведомости»). При этом, признавая немалую долю субъективности в исторической науке, Альбина Угрюмова своей первейшей задачей видит необходимость делать историю наиболее объективной.

– Мне хочется, чтобы мы отходили от однозначных оценок. Моя задача – не вбить в головы детей миллионы дат и событий, мне важно, чтобы они научились логически мыслить. История учит на ошибках прошлого, и мы должны учиться. Мне хочется, чтобы ребята осознавали, что от их действий на самом деле многое зависит, хотя бы в масштабах города, а может, и всей области. Чтобы они не повторяли ошибок своего прошлого, – высказалась молодой и принципиальный преподаватель.

Именно своим богатейшим историческим прошлым особо привлекателен Тобольск для учителя истории, и это ещё одна крепкая нить, связующая тюменку Альбину Угрюмову с нашим городом, который, впрочем, как и «вторую» школу, она давно считает своим любимым.

В тобольской школе молодого и прогрессивного педагога, можно сказать, полюбили с первого взгляда не только ученики, но и коллектив. «Ещё только побеседовав с ней при приёме на работу, сразу поняла, что она готова взяться за любой объём работы, – говорит о своей звёздочке директор школы №2 Ирина Лукина. – Я предложила Альбине Рифовне возглавить научное общество школьников, и она с удовольствием согласилась. За это время её ребята показали отличные результаты в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. В первый же год работы она справилась и с профильными старшими классами, хорошо подготовив их к госэкзаменам. Она очень активная, горит работой, везде участвует и с детьми, и постоянно совершенствуется сама».

В Москве стала призёром всероссийского конкурса «Мой лучший урок» в 2017 году, годом ранее победителем муниципального тура и призёром всероссийского уровня Герценовской педагогической олимпиады «Профессиональные перспективы», в международном дистанционном блиц-турнире по истории и обществознанию проекта «Новый урок» завоевала второе место, принесла славу своей школе в городском конкурсе молодых педагогов «Открытие года – 2016»… Подготовила троих победителей в региональном конкурсе «Правознание», её ученики стали призёрами всероссийского турнира им. М.В. Ломоносова по истории, а также одержали победу в городском конкурсе проектов «Сибирь – край загадок и чудес»… Это лишь часть личных и педагогических достижений учителя, многое у неё впереди, уверены её ученики и коллеги.

Читайте также: