Великому труженику тобольскому. О памятнике Ремезову

ремезовСказ о том, как в старинном сибирском городе Тобольске вместо забронзовелого российского революционера Ленина появился тобольский уникальный архитектор Ремезов.

Ровно четверть века назад, в 1993 году в Тобольске на Софийской площади кремля был установлен памятник великому русскому энциклопедисту Сибири, картографу с мировым именем, талантливому зодчему и летописцу Семёну Ульяновичу Ремезову. При этом замечательная работа не менее известного российского скульптора Олега Комова стала единственной от Урала до Тихого океана. Как могло случиться такое диво – что в столь сложные для страны годы, когда, казалось, никому и беспокойства нет о культуре и давней истории, вдруг в далёком маленьком городке возник настоящий шедевр монументального искусства? Об этом чуть позже, а пока…

Гордость России и земли Сибирской

Один из самых выдающихся деятелей науки и культуры Сибири Семён Ремезов родился в 1642 году в семье стрелецкого сотника. В историю России Ремезов вошёл прежде всего как картограф. Им составлены три уникальных атласа — «Хорографическая чертёжная книга» (несёт ценнейшую информацию по картографии, истории, археологии и этнографии населения Сибири), «Чертёжная книга Сибири 1701 года» (первый русский географический атлас, обобщивший результаты географических открытий XVII века) и «Служебная чертёжная книга» (представляет из себя огромное собрание карт и чертежей, а также эскизов, проектов и текстов автобиографического характера, созданных в конце XVII — начале XVIII веков). Все они являются ценнейшими памятниками русской картографии.

Ремезов стал архитектором и начальником строительства единственного каменного кремля на территории Сибири. Одна из наиболее сложных задач, стоявших перед ним, заключалась в том, чтобы объединить разнообразные строения, находящиеся на Троицком мысу в единую архитектурно-градостроительную и военно-оборонительную систему. Он составил чертежи каменных укреплений города, рассчитал смету работ, лично руководил строительством.

При первом сибирском губернаторе князе Гагарине по чертежам Ремезова были построены важнейшие административные здания Тобольска: Приказная палата, Гостиный двор. В Тюмени, в Троицком монастыре по проекту Ремезова построена Петропавловская церковь. Он составил не только планы казённого металлургического Каменского завода, но также чертежи производимых на нём артиллерийских орудий и ядер. Он занялся даже поисками селитры и созданием порохового завода. В 1712 — 1714 годах в Тобольске над Прямским взвозом были заложены Дмитровские (Дмитриевские) ворота кремля, которые мыслились Ремезовым как триумфальная арка памяти Ермака и других покорителей Сибири (рентерея).

Семёна Ремезова всегда интересовали драматические события присоединения Сибири. Свои наработки по этому предмету он изложил в богато иллюстрированной летописи «История Сибирская», также он автор сочинений «О грани и межах всей Сибири», «Уподобление Сибирские страны», «Описание Сибири», «Переписная Тобольская книга» (1710) и других. Историко-топонимические и этнографо-географические проблемы происхождения народов Сибири рассмотрены Ремезовым в «Описании о сибирских народах и граней их земель».

Многие российские учёные сравнивают нашего выдающегося земляка с Леонардо да Винчи, на что тоболяк Аркадий Елфимов искренне возражает: «Ещё неизвестно – кто более велик в своих трудах – итальянский Леонардо или сибирский Ремезов?! Семён Ремезов – это гордость не только Тобольска, Тюменского края и России, это гордость всемирного значения!»

Дан наказ – Ремезову быть!

Ныне председатель общественного фонда «Возрождение Тобольска», а в далёком 1987 году председатель горисполкома, Аркадий Елфимов вспоминает предысторию появления в нашем городе памятника Ремезову. В год 400-летия Тобольска к городскому главе обратились местные общественники тобольский живописец Григорий Степанович Бочанов и руководитель клуба «Добрая воля» Людмила Николаевна Захарова с просьбой о необходимости установить в Тобольске памятник великому земляку. И одним из условий активистов было – монумент должен сотворить не кто иной, как выдающийся скульптор с мировым именем, член-корреспондент Академии художеств Олег Комов. Это обстоятельство совсем не смутило Елфимова, который полностью поддержал добровольцев (Тобольск достоин этого). Исполкомовский лидер нашёл и познакомился в Москве с Комовым, который, в свою очередь, сослался на обязательное по тем временам условие – чтобы поставить памятник в любом месте России, нужно разрешение Совета министров РФ.

– Я считаю правильным, что была цензура на установку памятников и скульптур – не было засилья бездарных архитектурных форм… И я написал письмо в обком партии, они должны были выйти на правительство РФ и получить разрешение. И вот вскоре мне поступает звонок от третьего секретаря обкома, который спрашивает: «А есть ли у вас в Тобольске хороший памятник Ленину?» Честно признаюсь – нет, один бетонный уродливый под горой, другой – гипсовый у биофабрики, выкрашенный кузбасслаком в десять слоёв, что ни носа, ни глаз уже не разобрать. И в ответ услышал: «Вот пока не поставишь памятник Ленину, не заикайся ни о каком Ремезове», – сегодня уже с улыбкой вспоминает Аркадий Елфимов.

А тогда ему было невесело… Но опять же помогли непростые времена… И в начале 90-х Россия встала на новые демократические рельсы,  больше не требовалось никаких разрешений. Вновь тоболяк напомнил о людском наказе, и Комов изготовил памятник. «Достойное украшение Тобольска и кремля, хорошая профессиональная работа настоящего творца, заверяют все знатоки монументального искусства. И для города хорошо вдвойне, не поставили памятник Ленину», – говорит Елфимов.

Так у Тобольского кремля появилась монументальная бронзовая фигура летописца и архитектора в полный рост с длинным свитком в руках, где вероятно, прописаны многие дела и труды Семёна Ремезова. И тобольский памятник вошёл в галерею лучших памятников видным деятелям русской культуры и истории, созданных Олегом Комовым. Скульптуры его работы можно увидеть не только в России, но и за рубежом – Испании, Индии, Финляндии, Японии. Классикой стали памятники Суворову и Андрею Рублёву в Москве, Лермонтову, Салтыкову-Щедрину, Фёдору Коню. Особая страница в творческой биографии скульптора – серия работ, посвященных Александру Пушкину. Очень важно, что скульптор никогда не приступал к практическому воплощению творческого замысла, не изучив до мельчайших подробностей историю, мемуаристику, детали быта героев.

Помимо вложенных бюджетных средств на создание памятника, не обошлось и без финансовой помощи генерального директора компании «Сибдорстрой» Александра Ракецкого. Но здесь же Аркадий Елфимов упоминает про неприятный осадок, оставшийся в памяти всех причастных – произошёл обвал рубля и деньги, перечисленные мастеру, вскоре обесценились. Возможно, поэтому Комов лично не приехал в Тобольск на открытие в 1993 году памятника. Вот такая эфемерная вещь – деньги, а бронзовый Ремезов на века переживёт своего создателя.

медали

Ремезовская медаль

Существует такая традиция – на открытие памятника создавать медаль. Об этом поведал Елфимову известный в во всём мире художник-медальер, член-корреспондент Академии художеств, народный художник РФ Александр Васильевич Бакланов (сегодня он главный художник Гознака, автор многих российских наград, кстати, уроженец Вагайского района Тюменской области). И зная про коллекцию медалей «Славен град Тобольск», которую выпускает фонд «Возрождение Тобольска», а также о 25-летии установки в Тобольске памятника Ремезову, Александр Бакланов предложил создать соответствующую медаль, став её автором.

Новая медаль серии «Славен град Тобольск», посвящённая этому  знаменательному событию в истории города,  представляет собой высокохудожественное произведение из бронзы, где на лицевой части  изображён памятник Семёну Ремезову на фоне Тобольской крепости, гармонически вписанный в круг, по краю которого идёт надпись: «Памятник Семёну Ульяновичу Ремезову. Установлен в 1993 году». Как описывает произведение искусства Людмила Козлова-Кузнецова, скульптор-медальер Александр Бакланов с величайшей  точностью перенёс изображение памятника  на  аверс медали,  дополнив  его пейзажем старинной  слободы в подгорной части Тобольска, где хорошо видны деревянные укрепления с башнями, окружавшие крепость. Оборотная сторона медали представляет собой  картинный архитектурный образ с условной перспективой, при этом с точным воспроизведением облика Тобольского кремля – на втором плане  и  условно объёмным изображением фасада Приказной палаты – на первом плане. Все изображения на оборотной стороне медали располагаются на фоне географической  карты. Изображение  Тобольского кремля и  фасада Приказной палаты на оборотной стороне медали вписаны в круг, по краю которого пущена надпись: «Славен град Тобольск. Семён Ульянович  Ремезов – великий труженик тобольский».

– Основная цель создания медали – ещё раз сказать о нашем великом земляке Семёне Ульяновиче Ремезове и заодно вспомнить о создателе памятника Олеге Константиновиче Комове, – заключает Аркадий Елфимов.

Читайте также: