Поступь медведя

Колдачёв Николай II

Игорь Колдачёв в роли Николая Романова в роли помещика Смирнова (фото Дарьи Федотовой)

В год, когда Тобольск отмечает столетие с года пребывания в нашем городе семьи последнего российского самодержца, Тобольский драматический театр приготовил особый подарок. Спектакль-репетиция, спектакль – фантазия на тему домашнего театра Романовых.

Удивительное действо придумал для нас режиссёр Валерий Медведев: пьесу в пьесе. Артисты тобольского театра ставят спектакль о венценосных пленниках, которые, в свою очередь, ставят чеховский водевиль.

Лента документального кино втягивает зрителя – прямо через крыши тобольских улиц, по-над Иртышом – в кабинет. Чёрные стены – белый пол, мы всё ещё в старом фильме. И, пробираясь сквозь белую рябь старой плёнки, через январский снегопад, усаживаемся в кресла малого зала.

– Спектакль рассчитан на показ не только в малом зале драмтеатра, – поясняет директор сего заведения Евгений Пономарёв. – «Медведь» так же комфортно поместится и в доме генерал-губернатора, в котором совсем скоро откроется дом-музей семьи Романовых. На открытии мы вновь сыграем свою фантазию.

Для Романовых малый зал сужается до размеров кабинета. Пара штрихов – диван, кресла, этажерка с книгами – набросок тобольской обители царской фамилии. Зелёное сукно письменного стола застилают белой скатертью, бывшая великая княжна Ольга (Ирина Полыгалова) меняет белое девичье платье на чёрное вдовье, бывший царь Николай II (Игорь Колдачёв) накидывает плащ и сам теперь командует комиссаром (который, окажется после, тоже бывший) Временного Правительства…

медведь театр

Константин Орлов в роли Панкратова и Татьяна Артемчук в роли Битнер (фото Дарьи Федотовой)

«Тобольск – городишко глухой, захолустный, зима холодная и продолжительная». Это не я о нём так – Василий Панкратов, комиссар по охране бывшего царя Николая II и его семьи, в своих дневниках этаким образом характеризует Тобольск. Не в окно же на снег да заборы глядеть – и Романовы забавляются тем, что чистят этот самый снег, пилят дрова да спектакли ставят в домашнем театре.

Валерий Медведев приводит им на помощь учительницу Клавдию Битнер (Татьяну Артемчук) и Василия Панкратова (Константина Орлова). Битнер, дивившаяся на малое литературное развитие царских детей, может быть довольна: княжны увлечены Чеховым и выводят на сцену «Медведя».

Он груб, сердит и совершенно невозможен, но каждый его рык Ольга встречает взрывом смеха: ей удивительно видеть своего папа в роли неотёсанного помещика. Они читают по ролям, смеются, шутят и ещё не догадываются, что за окном, оставляя круглые косолапые следы, сопя на мотив марсельезы, пробирается через январские сугробы зверь пострашнее чеховского.

А всё прочее – вполне по Чехову. Явились в сцене водевиля пистолеты – значит, будет выстрел. Это помещики в спектакле погодили со стрельбой, и Романовы сыграют-таки своего «Медведя» 3 марта 1918 года. Но через четыре месяца стальное пророчество револьверов системы Смита-Вессона сбудется: курок будет спущен. Развязка всем известна. Но не им – тем, которые сейчас читают Чехова по ролям и глядят в будущее с надеждой.

P.S. Сегодня спектакль «Медведь» можно будет увидеть в Тобольском драмтеатре дважды: в 16.00 и 19.00. Но, говорят, билеты – на вес царского золота.

Читайте также: