Бронза славы и восторга

Фото Дарьи Федотовой

Пять лет нашего газетного труда. Пять лет переговоров, деловой переписки, поиска решения для фонда «Возрождение Тобольска».

Мы добились своего – точнёхонько в день рождения Александра Алябьева на его родине был открыт памятник гусару-композитору. В день 230-летнего юбилея.

Не совсем добились, признаем сразу. Скульптура работы известного мастера Сергея Мильченко установлена не в подгорном сквере близ храма Захария и Елизаветы, как того требовала историческая справедливость, а в ландшафтном парке «Ермаково поле». Но мы не будем сегодня вспоминать про экономические и бюрократические препоны, «сдвинувшие» памятник великому тоболяку в сторону от его родных улочек. Потому, что праздник.

– Сегодня не государственный праздник, – заметил президент фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. – Но в России отмечается замечательная дата – 230 лет со дня рождения Алябьева. Композитора-романтика и храбреца из храбрецов, по отзывам однополчан. Эпоха Алябьева и его современников названа Пушкиным временем славы и восторга. К сожалению, нас пытались отучить понимать степень той славы, да и сейчас в школах изучению того времени отводится всего лишь один час. Пора нам возвращать понемногу время славы и восторга государства Российского.

Практически все затраты на оплату труда скульптора, транспортировку монумента через полстраны взял на себя фонд «Возрождение Тобольска». За нами, журналистами «Тоболки», было идейное и информационное сопровождение проекта. И, не скроем, очень приятно было услышать слова Елфимова, особо отметившего, что замысел установки памятника Алябьеву принадлежит именно коллективу старейшей газеты Сибири.

Главный редактор «Тобольской правды» Тимур Волков напомнил собравшимся о том, что нынешний год юбилейный не только для Алябьева. 430 лет исполнилось Тобольску. 160-летие отпраздновала и «Тобольская правда». Сказал он и о том, что не оставляет надежд на то, что сквер Алябьева всё-таки появится на намеченном ранее месте.

Гости аплодировали… А их, гостей, собралось немало. И москвичи были замечены, и люди из Санкт-Петербурга, и тюменские друзья Тобольска.

К микрофону выходили Анатолий Омельчук (директор телерадиокомпании «Регион-Тюмень»), депутаты областной думы Тамара Казанцева и Фуат Сайфитдинов, архитектор Алексей Белоусов, спроектировавший парк «Ермаково поле», председатель Тобольской городской думы Андрей Ходосевич…

Скульптор Мильченко и его воплощение Алябьева (фото Дарьи Федотовой)

Столичный искусствовед Татьяна Астраханцева заметила, что событие, гостьей которого она стала, отнюдь не регионального значения – «мы присутствуем при явлении всероссийского масштаба».

Ну, а директор Тобольского театра Евгений Пономарёв огласил весть о начале репетиций спектакля «А-ля Алябьев» (стартовали они именно юбилейным утром) по специально написанной для ТДТ пьесе. Отметим, что сей нерукотворный памятник Алябьеву стал возможен благодаря специальной программе поддержки провинциальных театров, реализуемой фракцией партия «Единая Россия» в Государственной Думе РФ. После такой новости оставалось только спеть… И актриса Наталия Пономарёва взяла в руки гитару.

Скульптор Мильченко, названный было главным героем вечера, от звания этого скромно отказался и предложил открыть полог, скрывающий до поры того самого, главного героя. Белая ткань поддалась не сразу – отчаянный даже в бронзе сибирский соловей, венчающий композицию, ухватил её своим острым клювиком… Но, очевидно заметив, сколько народа присутствует при историческом событии, ослабил хватку. И пред нами предстал Алябьев… Наш Алябьев.

P.S. Текст дописан… Перо отправлено в футляр с тиснением. Венецианская чернильница плотно прикрыта тяжёлым бронзовым куполом. Песочница-ладья сдвинута подальше от края бюро… Погасив свечу, автор отправился ко сну, и Морфей нашептал ему удивительную историю.

Ночь сгустилась над загородным парком. Первым не снёс её наплыва соловей, легко спорхнувший с руки человека в крылатке. Тот слегка повёл плечами, обвёл взглядом окрестности и, спрыгнув с серого валуна-постамента, отправился в путь. Металлический шаг его был размерен, тьма скрывала направление пути от тех, кто не должен был знать… Тырковским взвозом памятник вышел в родное подгорье и, не потревожив ничем снов людей XXI века, приблизился к белоснежным стенам Захарьевской церкви. Небольшой сквер напротив был совершенно непроходим. Но именно из него раздалась призывная трель старого друга соловья. И памятник, вздев тяжеленную трость, шагнул в заросли, расчищая путь свой мерными ударами металла.

Приснится же такое…

Читайте также: