Отеческое равновесие
Чика – игра на деньги, а значит, правила её строги. Глазомер нужен в такой игре. А ещё дерзость и умение постоять за себя.
С Сергеем Ходосевичем вспоминали мы на днях азартные сражения детства. Сравнивали нагорные и подгорные правила чики (была, оказывается, разница). Заспорили по поводу битков. Пятак екатерининской чеканки – что может быть лучше!
– Ну что ты! Правильный биток нужно отлить самому. Разжиться свинцом, подобрать форму. Расплавить свинец на костре. Потом отливку довести по руке и по весу. Какой там пятак. Чего сравнивать, – увесисто возражает Сергей.
Ходосевичи приехали в Тобольск в 1966 году. Глава семьи Анатолий Кириллович получил тогда приглашение на работу в создающемся нефтепроводном управлении. Тогда, можно сказать, и зародилась династия. Оба сына Анатолия Кирилловича связали жизнь с магистралью. А теперь и внук.
– Да, это у нас семейное дело. Младший брат Андрей сейчас начальник Тобольского управления магистральных нефтепроводов. Начинал он со слесаря КИПиА. А я не сразу пришёл в нефтепроводное управление – 12 лет назад. Работаю оператором. Предлагали итээровскую должность, но пока как-то не тянет, – рассказывает Сергей.
Он говорит, что, может, уже и пора – есть и высшее образование, и опыт. Что вот недавно 55 лет исполнилось и, наверное… А потом, вдруг сменив тему, заявляет:
– Да ещё сын два месяца назад родился. Я теперь окончательно многодетный отец получаюсь.
– Многодетный насколько? – интересуюсь, можно сказать, из вежливости. А ответ обескураживает.
– Пять дочерей и пять, теперь, сыновей. Вот насколько.
И беседа, которой течь бы вдоль стальных магистралей и производственных показателей, меняет курс. Сергей Анатольевич вновь вспоминает молодые годы, когда, отслужив в армии (первая пожарная десантная рота, на базе которой впоследствии сформировался знаменитый центр Гражданской обороны в Ногинске), вернулся в Тобольск. Родители тогда получили квартиру и переехали из ветхого домика на улице Доронина.
– Там, во дворе нового дома, на лавочке и познакомился с первой женой Ириной. Дело, сам понимаешь, молодое. Поженились, а 23 января 1986 года родился у меня первенец. Назвал Андреем, в честь брата… Жили нормально. Ещё один ребёнок появился (Александр). Тринадцать лет вместе, но потом расстались – бывает так. Теперь дети уже взрослые, но всегда со мной. Мама их в настоящее время уехала в другой город, а они в Тобольске, – поясняет Ходосевич.
Двадцать лет назад познакомился он с той, что стала его второй женой. Екатерина сразу предупредила будущего мужа, что детей в их семье будет много. А он и спорить не стал. И пошла новая семья в рост – сын Никита, а потом пять дочек подряд – Наташа, Ксения, Полина, Вероника, Мария, потом Артемий, и вот, недавно, ещё один сын – Миша. Так что теперь у Ходосевича полный баланс по детям – пять мальчиков и пять девочек.
– Екатерина Николаевна у меня женщина великая. Она и детей рожает, и домашнее хозяйство ведёт, и воспитанием занимается, да ещё и работу не бросает – такое сейчас, по-моему, редко встречается, – с гордостью сообщает Сергей Анатольевич.
А ещё утверждает он, что при нормальных отношениях в семье многолюдие её совсем не помеха. Что время можно найти для каждого ребёнка – будь их двое, трое, четверо или вот сразу восемь, как в его случае.
– Они ведь и сами друг другу помогают. Конечно, основная нагрузка на жене, но и я в сторонке не отсиживаюсь. Играем, занимаемся, развиваемся. Сам я спортсмен (горные лыжи, настольный теннис), и дети тянутся. Ксения и Полина занимаются спортивной аэробикой, Ксюша выступает уже на уровне чемпионатов России. А Вероника выбрала дзюдо и, хотя малышка совсем, первый класс, тоже уже побеждает в соревнованиях, – он опять гордится, этот удивительный человек, но, поверьте мне, эта та гордость, которой хочется аплодировать.
Уходя от эмоций, начинаем беседовать о вещах бытовых. И собеседник вспоминает, что жизнь большой семьи (тогда она, правда, поменьше была) начиналась в однокомнатной квартире в Иртышском. Потом в наследство от родителей жены осталась двухкомнатная. Продав, что имели, и взяв ипотечный кредит, многодетная ячейка общества приобрела, наконец, две квартиры на одной лестничной площадке и объединила их. И теперь на каждого члена семьи приходится аж по 12 квадратных метров жилой площади.
Земля под индивидуальное жилищное строительство?.. Подал Ходосевич заявку пять лет назад. Но предложили участок на заболоченной местности, на которой даже с хорошей отсыпкой хороший дом строить нецелесообразно. Посовещались семейно и отказались. А другого варианта пока никто не предоставил.
– Да нам в целом-то сейчас не тесно. Мы с Никитой первыми утром встаём. Он вместе со мной работает, а учится в индустриальном институте заочно. Потом уж жена кого в садик, кого в школу снаряжает. Нормально распределяемся. И порядок все дружно наводят, и вообще во всём помогают. Зимой по выходным я, конечно, меньше с семьёй бываю – тренировки и соревнования всё-таки. А летом стараемся и в лес выезжать, и на речку. Скучать, в общем, некогда. Всё у нас по минутам расписано, – с этими словами собеседник откровенно смотрит на часы, и я понимаю, что ему пора – горнолыжный сезон завершился, но теннисные тренировки никто не отменял.
Вот с таким человеком довелось познакомиться-поговорить. Человеком, который льёт свою жизнь, как в детстве когда-то формовал свинец для удобного битка по руке. Он показался мне очень рациональным, основательным и прагматичным. Только вот мимоходное сообщение: а я ведь ещё иногда стихи сочиняю – сложившийся было образ как-то пошатнуло. Опять он меня удивил, этот Ходосевич.