В Тобольске состоялся XIII международный фестиваль «Сны улиц»
– Все журналисты обещают прислать тексты обо мне и фото, а после забывают, – португалец Энано испытал на честность уже 200 городов 45 стран и считает, что может с подозрением посматривать и на тобольских журналистов.
Среди этих двух сотен городов пятёрка из нашей области – Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим, Тюмень и – как вишенка на торте фестиваля «Сны улиц» (который театр «Мимикрия» организовал при поддержке СИБУРа и его благотворительной программы «Формула хороших дел», департамента культуры региона, департамента культуры администрации Тюмени и театра «Космос») – Тобольск.
На вид Энано португалец как португалец – как будто мало таких ходит по тобольским улицам. Но у него есть свой секрет – самая маленькая маска в мире. Иллюзия – что за красным клоунским носом лица не спрятать. В этом маленьком красном шаре на самом деле сокрыта мощная сила, меняющая мир.
– Я такой же человек, как и все, – грущу, когда вижу несправедливость, огорчаюсь, злюсь, но… стоит надеть нос – и солнце сияет, и люди вокруг улыбаются, – Энано цепляет свой волшебный нос, и… вы видели? Правда-правда – солнце засияло ярче, этак по-португальски, и люди распахивают глаза, объятия и души и клоуну, и его представлению.
Брошен башмак – обозначен край сцены, угол дома, границы личных владений. Их Энано обустраивает на свой лад: заводит собаку, младенца, отца – чтобы было по-семейному уютно. Обживает Сибирь.
– Знаешь, – снимает он накладной нос, – в Португалии представляют русских холодными и суровыми. Но я в России уже в пятый раз – публика здесь открыта и так же живо реагирует на мои выступления, как и на юге. А я ещё думал, что в Сибири холодно. Но мы пять дней путешествуем с фестивалем – и здесь по-настоящему тепло! И я иду по улице и вижу, как сияют глаза тоболяков, и понимаю, что они готовы разделить со мной мою энергию, получить мой посыл.
Когда Энано надевает свой волшебный нос, Красная площадь просыпается от звука клаксона – на авто, в цилиндрах и фраках сюда врывается бродячий оркестр. Пути-дороги завели пятерых каталонцев в Тобольск, и они готовы рассказать свою историю.
Джонни оглядывал сибирские земли с удивлением: он думал, это ледяная страна с диковинным рельефом, а тут столько равнинного пространства. Вообще Джонни играет во французском театре, но порой в нём просыпается бродячий музыкант – тот самый, что берёт в руки дирижёрскую палочку и прямо из Барселоны переносится в тобольский Гостиный двор. Джудит Ортис когда-то впечатлилась мастер-классом клоуна, втянулась в уличные представления и побывала со своим «Оркестром» уже в тридцати странах, а теперь удивляет тобольского зрителя, спускаясь по лестнице из окна и разъезжая в мусорном баке.
– Проблема в том, что взрослые забывают, как здорово – играть. Они становятся скучными, серьёзными, думают о работе и прочих подоходных налогах, – Энано вновь вертит в руке свой нос «мажико». – А я помню. Ведь клоун – это не работа, это образ жизни. Стоит мне надеть нос – и я всемогущ! Разгоняю тучи, вызываю смех, дарю улыбки. Мне для игры подойдёт всё, что угодно, – вот этот столб, фантик, мяч. И нужна публика, конечно. Тогда получится настоящая история, в которой есть место импровизации и самой жизни.
Жизненные истории развернули на площадке белорусский театр взаимодействия «Мусташ», хореографическая мастерская Александры Балецкой. Мистическую экскурсию в «Мумий-land» устроил тюменский театр «Мимикрия», неизменный вдохновитель фестиваля.
– 13 лет назад нам представилось, что городские улицы мечтают о том, чтобы их оживил фантастический театральный парад, и мы придумали фестиваль «Сны улиц», – рассказывает художественный руководитель «Мимикрии» Мария Хайбуллина. – А мы мечтаем о том, чтобы возить наш фестиваль по разным городам и странам. В этом году его лозунг – «Без границ», и мы стараемся преодолевать географические рубежи: в 2018-м «Сны улиц» увидели пять городов Тюменской области, а приглашены на них 13 театральных коллективов – не только из России, но из ближнего и дальнего зарубежья.
– Я учился на социального работника, а потом вдруг понял, что моё призвание – быть уличным клоуном. Почему? Потому что уличный театр – это свобода! – Энано с воодушевлением, как красное знамя свободы, поднимает в кулаке накладной нос. – Здесь нет сцены – ты сам определяешь её границы. Зритель не сидит от звонка до звонка – он волен уйти, когда ему захочется. И я уже 21 год стараюсь, чтобы ему хотелось остаться.
А ещё Энано возит с собой маленькую шкатулку. В неё он собирает аплодисменты своей публики. Щёлк! И заперты тобольские рукоплескания в коробочке, видавшей виды и зрителей двух сотен городов. Шкатулка мала, но наверняка в ней найдётся место и громадным одуванчикам, и гигантским шашкам и домино, разложенным на асфальте для удовольствия прохожих. И воздушным шарам, унёсшим в июльское небо желания. И синему пару, поднявшемуся над котлом с зельем, вплетённому в невестину косу, танцующему в одеяниях ведьм.
Спектакль «Обряд» самарского независимого театра «Пластилиновый дождь» (овеянного «Минутой славы» и крещённого церемонией закрытия Олимпийских игр в Сочи) – премьера прошлого сезона.
Худрук и режиссёр театра Игорь Шадрин рассказывает, что сверхталантом, чтобы попасть в труппу, обладать не надо: нужна некоторая актёрская и хореографическая подготовка. Учебным заведением, где бы ставили актёров на ходули, стал сам театр – за четверть века здесь сложилась своя методика обучения работе на ходулях. Наверное, Шадрин лукавит – где-то же учат волшебству? Иначе как вдруг Красная площадь вместе со всем людом ухнула вдруг в лесную чащу, к ведьминому котлу, к болотным огням? Хотя, наверное, всё это просто пригрезилось улицам, и уже сегодня вы не найдёте ни лепестка, ни обрывка легенды или мифа, ни эха древней песни в кремлёвских стенах…