Город удачных возможностей

Директор организационного развития и социальной инфраструктуры тобольских предприятий СИБУРа Данил Рассказов говорит о том, почему после завершения срока его полномочий в Тобольской городской думе не пошёл на новые выборы, как будет содействовать развитию города без депутатского мандата, почему СИБУРу выгодно развитие в Тобольске туризма и зачем компания привозит работников из других регионов.

ВЫКЛАДЫВАТЬСЯ НА 100%

– Данил Владимирович, завершилась работа думы Тобольска шестого созыва. Как оцениваете свою депутатскую службу? Какие результаты работы считаете главными?

– Отвечая на ваш вопрос, нужно разделить работу конкретно на моем избирательном участке и работу над городскими задачами в комплексе. В первом случае удалось выполнить множество проектов по благоустройству. В частности, полностью реконструировать внутриквартальную дорогу внутри 7 «а» микрорайона, отремонтировать пешеходные тротуары, которые раньше были народными грунтовыми тропами и расползались при осенней распутице. Реконструирована система тепловых сетей в микрорайоне, во дворе 14 дома появилась новая современная детская площадка. Всё это были прямые запросы избирателей.

Горд, что при моем участии началась реконструкция «Молодости», в ноябре обновлённый комплекс уже должен открыть свои двери. В ближайшее время в микрорайоне начнётся строительство центра гимнастики и спортивно-оздоровительного комплекса. Построено новое здание поликлиники, которое в разгар коронавируса перепрофилировали в моногоспиталь, что здорово снизило нагрузку на другие объекты здравоохранения в городе.

Одной из важных депутатских инициатив нашего созыва, которая послужит всему Тобольску в долгосрочной перспективе, я считаю создание новых правил благоустройства. Это серьёзный документ. Рад, что на последней сессии правила будут утверждены. Они позволят Тобольску развиваться  более грамотно, по современным градостроительным нормам, в едином стиле, а не по принципу «у кого на что хватило вкуса».

А почему решили не избираться на очередной срок?

С вводом «ЗапСибНефтехима», появлением новых корпоративных проектов объём задач существенно вырос. Текущая занятость на работе не позволяет совмещать эти две стези, а выкладываться не на 100% не в моих принципах. Но это не значит, что отхожу от городских проблем. За мной по-прежнему остается блок социальных проектов компании в Тобольске, совместных с администрацией инфраструктурных программ.

– Речь ведь и о «Тобольске – 2020»? Какова сегодня роль СИБУРа в этой программе?

– В первую очередь в наполнении бюджета  программы, как и в целом бюджета города, области. Ни для кого не секрет, что СИБУР является крупнейшим налогоплательщиком Тюменской области и одним из ведущих работодателей. Помимо прямых налогов компании (СИБУР зарегистрирован в Тобольске – прим. редакции) при строительстве «ЗапСибНефтехима» мы привлекали множество подрядных организаций и со всеми проводили работу, чтобы они регистрировались в Тобольске, и налоги оставались в муниципалитете.  Этим занимался специально созданный отдел. Справедливо правильно платить налоги там, где ты используешь инфраструктуру.

Сегодня другие проекты компании, такие как «МАН» и «Аэропорт», продолжают поддерживать созданную благодаря строительству «ЗапСибНефтехима» предпринимательскую инфраструктуру. Малый бизнес живёт, это новые рабочие места, новые городские налоги – такой вот мультипликативный эффект. Без СИБУРа такую глобальную программу, как “Тобольск-2020”, реализовать было бы невозможно.

Плюс  при возведении «ЗапСибНефтехима» мы наработали хорошую экспертизу в вопросах строительства, которая полезна и на объектах «Тобольск-2020», чтобы программа реализовывалась качественно.

  Налоги СИБУРа составляют около 1/10 доходов бюджета всей Тюменской области. 

ХОДИМ ОДНИМИ ДОРОГАМИ

– Почему эффективная реализация “Тобольск-2020” так важна для компании?

– Важна, потому что мы не разделяем тоболяков и сотрудников предприятия – это все жители Тобольска, которые ходят одними дорогами, пользуются единой социальной – спортивной, культурной, образовательной, медицинской – инфраструктурой, которая появилась благодаря программе. Потому что мы заинтересованы в том, чтобы и приезжие специалисты СИБУРа становились тоболяками, укоренялись здесь, растили своих детей. Любили Тобольск всей душой. На мой взгляд, “Тобольск-2020” служит глубинной цели – росту демографии, возвращению интереса молодёжи к городу. Я хоть сам родился не в Тобольске, но в институте учился в группе, состоящей преимущественно из тоболяков. Так вот, после учебы в родной город вернулись 4 из 32 выпускников. Сегодня ситуация меняется. Город становится комфортным и современным, растут возможности культурного досуга, жить и работать здесь – престижно. Тобольск в 2010-м и Тобольск в 2020-м – разные города. Еще несколько лет назад у нас не было сетевых магазинов, не было столько парковых пространств, спортивных комплексов, элементарных пекарен, кафе, центров дополнительного образования для школьников, я уж не говорю о детских площадках, беговых дорожках и так далее. Оснащение больниц, диагностическая база тоже были совсем другими. Напомню, вместе с компанией СОГАЗ мы открыли мощный медицинский центр в 9-м микрорайоне, привезли для него врачей. В совокупности могу сказать, что ни одна область городской жизни, которая нуждалась в улучшении, сегодня не обделена вниманием.

Комплексная программа развития городской инфраструктуры «Тобольск-2020» стартовала в 2017 году. Ее инициаторами стали администрация города, правительство Тюменской области и СИБУР. В состав программы вошли реконструкция и строительство более 40 объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта и городской среды. В том числе работы на таких знаковых для города объектах, как спорткомплексы «Молодость» и «Иртыш», стадион «Тобол», проспект Дзираева.

Продолжение программы планируется? 

Сейчас совместно с органами власти мы формируем техническое задание на разработку мастер-плана развития города – 2025. Очевидно, что у Тобольска два стрима в развитии – бизнес, промышленность и туризм. Как их гармонично соединить, какие новые объекты нужны, чтобы в городе было комфортно и местным жителям, и гостям, и предстоит отразить в мастер-плане. Над документом будут трудиться крупные профильные организации, у которых есть опыт разработки мастер-планов, в том числе для крупных городов.

– Какие главные «киты» в социальной политике, развитии города компания выделяет для себя? Они меняются со временем?

– Есть ключевые принципы нашей социальной политики, о которых мы всегда громко заявляем. Это системность, прозрачность и ориентация на запросы жителей. На опыте «Тобольск-2020» проверено: самые удачные социальные программы построены именно  на диалоге населения, власти и бизнеса. 

Поддержка с нашей стороны городских проектов действительно трансформировалась со временем. Еще 10 лет назад она строилась в основном по принципу «мы получили письмо с просьбой о благотворительности – помогли». Наши социальные усилия были бессистемными и часто незаметными для людей. Сегодня поддержка компании полностью структурирована. Можно сказать, произошла эволюция от благотворительности до системных социальных инвестиций. Есть центр принятия решений, актив экспертов, который рассматривает предлагаемые проекты, обсуждает их с общественностью. Мы выбираем самые востребованные жителями объекты поддержки, приоритетные направления. Прекрасный пример такой комплексной и открытой работы – грантовая программа “Формула хороших дел”, которая успешно действует пятый год.

– А почему в числе проектов компании нет реставрации памятников культуры? Тема для Тобольска острая и для развития туризма полезная. Неинтересно?

Дело не в интересе, а опять же в приоритетности. На согласование реставрационных документов из-за особенностей законодательства в этой сфере могут уйти годы. Потом встанет вопрос использования исторических зданий.  Это тоже непросто. Из-за охранных требований не каждая современная организация сможет в них разместиться. На таких объектах, чтобы лишний гвоздь вбить, требуется целая серия согласований. А, например, новые детские и спортивные площадки будут служить горожанам здесь и сейчас. Мы не закрываемся ни от каких тем, наоборот,  предоставляем тоболякам площадку для обсуждения  и, убедившись, что тот  или иной проект действительно нужен городу, включаемся в его реализацию.

 –  Аэропорт строите, руководствуясь этими же принципами? Какие новости по этому проекту?

– Конечно. С открытием аэропорта появляется возможность создания комплексного туристического продукта внутри области, за пределами столицы региона. Я убеждён, что и промышленный туризм, к которому готовы предприятия СИБУРа, также найдет своих поклонников. Это направление надо обязательно учитывать и использовать. Из главных позитивных новостей по аэропорту – идёт подготовка к возведению аэровокзала. Планируется, что он будет достроен в середине следующего года. Взлётно-посадочная полоса готова, первые, тестовые полёты проведены. Так что полетим скоро – в 4 квартале следующего года.

– Уже известно, как будет называться аэропорт?

 – Названия еще нет. Наша позиция – так как аэропорт народный, в выборе названия также должны принять участие сами жители. Сейчас  обсуждаем с органами власти, как это лучше организовать.

 ПРИВОЗИТЬ ИЛИ РАСТИТЬ?

– Перейдём к вашей работе с кадрами. Бытует мнение, что тоболяки – не самые желанные кадры на СИБУРе, приоритет, особенно на «ЗапСибе», отдается приезжим…

– Кто это говорит, не понимает экономику кадровых решений. Местные работники – это гораздо проще и дешевле для предприятия. Это отсутствие необходимости оплачивать релокационный пакет, думать о трудоустройстве членов семьи сотрудника и так далее. Другое дело, когда мы говорим об особых квалификациях. Здесь без приезжих кадров пока не обойтись. Ведь в вузах Тюменской области никогда не было полимерных компетенций. Был факультет химических технологий и органических  веществ, но это всё про мономерное производство. Программы по обучению кадров для полимерного производства сложились в Татарстане, Томске, Москве, Уфе. Оттуда мы и вынуждены были привозить профессионалов на «ЗапСибНефтехим». Но если посмотреть на голые цифры,  коллектив «ЗапСибНефтехима» более чем наполовину сформирован из местных специалистов. Более того, СИБУР запустил специальные программы, в том числе жилищную, чтобы иногородние специалисты как можно скорее и навсегда, как я уже говорил, становились тоболяками. В целом тема «местные-неместные» весьма спорная. Тобольский нефтехим в свое время тоже приезжали строить и пускать специалисты со всей страны. И многие остались, вырастили здесь детей-внуков, которые часто продолжают трудовые династии. Сегодня вряд ли у кого-то повернется язык назвать неместными Леонида Евгеньевича Жернакова или Владимира Ивановича Анохина.

– Но ведь тогда не только привозили, но и своих готовили.

– Чем мы и занимаемся. Мы сейчас поддерживаем направление полимерных компетенций в профильных вузах. По моему мнению, в горизонте 3-5 лет в Тобольске может вырасти новое поколение полимерщиков. Причем начинаем уже со школы. В спецклассах СИБУРа в 9 и 18 школах, в новом корпусе 16-й школы, где создана инфраструктура для углубленного изучения физики, химии, современных технологий. Внимательно следим за мотивированными студентами в отраслевых вузах и ссузах, лучших берем на производственную практику, контрактную подготовку. Голубая мечта любого кадровика – иметь в резерве местных молодых специалистов, не нуждающихся в длительной адаптации.

Читайте также: