Нацпроект «Культура». Год театра. Айседора вырвалась

фото Дарьи Федотовой

А ведь хорошо придумали в нашем театре: эти разговоры «О том о сём», встречи с любимыми актёрами. Не к каждому успеешь, но всегда есть возможность задать вопросы, послушать, что артист расскажет о себе, как срежиссирует спектакль с собой в главной роли, как встанет у самого края малой сцены – глаза в глаза со своим зрителем.

Как распахнёт душу, сбросит с себя привычные образы или даже туфли. А вот, посмотрите – и туфли уже стоят у кромки сцены стоят. Ну а где вы видели, чтобы Айседора Дункан танцевала в туфлях? И зритель устремляется вслед алой тунике за прозрачные вуали, за рыбачьи сети, за туманы над морем – здесь перед голубыми занавесками танцует Айседора.

– Идея рассказать о жизни Дункан зрела давно. Наверное, впервые она появилась ещё лет пятнадцать назад, – вспоминает артистка Тобольского драматического театра Лиана Токарева,  которая и привела свою Айседору в малый зал, к тобольским зрителям. – В детстве я мечтала стать танцовщицей, а стала актрисой. И всю жизнь во мне жила Айседора, а сегодня… вырвалась наружу.

Вырвалась – и пошла в танце: среди голубых занавесей, от Сан-Франциско до Москвы, меж годом 1877 и 1927-м. И красная туника развевалась, как флаг молодой советской республики. Ну, конечно, история об Айседоре не обойдётся без рассказа о танцевальной школе и о Сергее Есенине. Его образ говорил голосом советского и казахстанского актёра кино и театра, заслуженного артиста Казахстана Михаила Токарева – отца Лианы. Так он нашёл способ попасть на творческий вечер дочери, в далёкий от Алматы Тобольск.

Впрочем, зрители нашего драматического театра давно могли заметить, как творить хочется именно танцовщице Токаревой: она уже несколько лет автор хореографического и пластического рисунка большинства спектаклей. Этот же вечер принадлежал ей одной. И не Айседоре из светских сплетен и критических статей, а артистке, танцующей Бетховена, Боттичелли и Горация.

– Иногда мне кажется, что я родилась не в то время, принадлежу другой эпохе. Возможно, если бы я жила век назад, я танцевала бы, – загадочно улыбается Лиана.

И вспоминаются не отзывы современников, обвинявших Айседору и её танец в вульгарности и безвкусии. А чёрно-белые фотографии Арнольда Генте, на которых девушки в хитонах танцуют на калифорнийском пляже. И там есть всё – и ветер в волосах, и море, и далёкий горизонт, и бесконечная лёгкость.

Читайте также: