Год театра. Тихого голоса звуки любимые

сати спивакова кошевой тургеньев

фото Дарьи Федотовой

Тобольский драматический театр окончательно закрыл сезон, и так изрядно продлив его фестивалем Театра Наций. Четвёртый по счёту вообще и третий непосредственно на тобольской земле фестиваль приготовил подарок: премьера спектакля «Наше всё. Тургенев. Метафизика любви» впервые увидела зрителей на большой сцене нашего театра.

Почему Тобольск? Режиссёр «Тургенева» Дмитрий Сердюк, в чьей постановке мы уже видели уже несколько спектаклей из цикла «Наше всё» – о Бродском и Ахматовой, ответил: тоболяки хорошо знакомы с этим циклом и готовы к нестандартному прочтению материала.

Литературно-музыкальные композиции тоже пускают корни на тобольской сцене: аудитория регулярно внимает стихам и прозе, звучащим в унисон с музыкой. В новом спектакле рояль звучит в записи, вживую – голоса актёров Сати Спиваковой и Владимира Кошевого. Театральная фантазия, в границах которой разыгрывается драма на тему любви русского классика и французской певицы. Два артиста, шесть стульев и тени, скользящие по сцене. Минимум декораций – максимум звука. И сцена сужается до размеров кареты, в которой на три дня пути заперты Тургенев и Виардо, – распахивается до размеров золотого оперного театра, в котором Полина пробует голос; она же и замок во Франции, и сарай в Спасском.

От фильма «Метафизика любви», задуманного Сергеем Соловьёвым, не осталось ничего, кроме шести минут актёрских проб и сценария. Теперь страницы сценария листают актёры Театра Наций Сати Спивакова и Владимир Кошевой, уводя зрителя по лесной тропе… к сгоревшему имению Тургенева, к особняку Виардо, к исследованию причин любви.

фото Дарьи Федотовой

Зрителю, конечно, известно, что любовная тропа не приведёт русского писателя и французскую певицу к счастливому концу, но он удивляется противоборству талантов, которых тянет друг к другу и отталкивает с равной силой: в течение 90 минут спектакля, на протяжении 40 лет, которые длился этот роман.

Она заставляет его писать, он учит её русскому языку. Конечно, Дмитрий Сердюк прячет в рукаве своего Тургенева алябьевского «Соловья»: тот выпархивает на сцену, и Виардо пытается поймать мелодику русской речи. Настоящая Полина нередко исполняла «Соловья» перед петербургской публикой, радуя поклонников «национальным сюрпризом».

Голоса легендарной певицы не сохранила ни одна запись, о действительных чувствах, связывающих писателя и оперную диву, мы можем догадываться, во многом опираясь на эпистолярных очевидцев. А они, по некоторым свидетельствам, были тщательно отобраны Виардо после смерти Тургенева. Сегодня историю противоречивых отношений, нравственных метаний мы можем угадывать по движению теней прошлого – они скользят по театральной сцене, касаются клавиш старого рояля, шуршат страницами писем.

Это тонкая история, в которой имеет значение каждый поворот головы, здесь фальшивить нельзя – говорит о спектакле Сати Спивакова. Реакция тоболяков на премьеру была неоднозначной: безусловно, оценили до штрихов отточенную работу артистов и режиссёра, но не все согласились с чрезмерно эстетской подачей, заставляющей зрителя

больше воображать, чем видеть. Впрочем, эти впечатления были вполне ожидаемы: метафизика – материя не менее тонкая, чем история тургеневской любви.

Больше фото смотрите на наших страницах в социальных сетях.

Читайте также: