Как поживают поверженные боги?

И в доме престарелых – с вельможной статью: в роли Рэджи / Герцога Анвар Гумиров, блестящая свита – Роман Турчин и Вероника Самсонова.
фото Ольги Мачитовой

Музыка Верди, оперная роскошь, таланты и поклонники – на сцене Тобольского драматического театра патетическая комедия «Квартет» (16+).

К Международному дню театра тобольская драма поставила на большой сцене по-настоящему театральный спектакль: «Квартет» Рональда Харвуда рассказывает о четырёх оперных звёздах, нашедших приют в доме престарелых. Но и этот печальный дом они превращают в богемную обитель, и зритель не сразу догадывается, что под парчовыми накидками – прозаичные инвалидная коляска и процедурные столики, что роскошные ткани ниспадают на скамьи для ожидания в больничной очереди… А что же скрывают золочёные наряды? О, под ними бьются сердца, всё ещё полные надежды.

«У кого-то крыша поехала, кого-то увезли в дурдом. Но это долго не продолжается. Ведь вокруг столько радостного!» – заявляет Сессилия Робсон (Елена Малова), самая оптимистичная из бывших звёзд.

Да, наши старики не так уж стары, и легендарная четвёрка ещё может вспомнить славное прошлое, стряхнуть нафталин с костюмов и тряхнуть стариной на сцене. «Искусство – это то, что заставляет чаще биться наши сердца», – говорят герои, и, вероятно, на закате жизни искусство едва ли не единственное, что поддерживает в них огонёк интереса.

В своём блистательном прошлом они исполняли знаменитый квартет из оперы Верди «Риголетто» и, воссоединившись спустя годы, планируют повторить свой триумф, пусть и в гораздо меньших масштабах: не в свете софитов мировых оперных театров, а поскромнее – на сцене дома престарелых в провинциальном английском городке.

Отдельной ремарки заслуживают декорации и костюмы спектакля. Главный художник театра Ольга Трофимова сделала постановку праздником для зрительских глаз: алый и золотой, бархат и парча создают подлинно оперную атмосферу. Тронутые позолотой арки, красные дорожки, сияющие портьеры – всё поддерживает иллюзию продолжения звёздной жизни. Впрочем, серость обыденности непременно вторгнется в этот блестящий мир: медперсонал во главе с Татьяной Адриановой стряхнёт блёстки и с костюмов главных персонажей, и с декораций.

Одна часть вдохновения всегда сокрыта в материале пьесы, другая исходит от главного соавтора – режиссёра, который владеет ключом от спектакля. Влияет на работу художника и то время, которое запечатлено в пьесе, материальное наследие, осуществлённое в искусстве, прежде всего в визуальном. «Квартет» пропитан музыкой, и «Риголетто» тянет за собой эстетику оперной сцены, – рассказывает о работе над спектаклем художник-постановщик Ольга Трофимова. – И я на первом этапе, в эскизной части нахожу для себя то, что нравится не только моему разуму, но и приходит в неясных, не всегда легко трактуемых формах. Это композиция из кинематографа, концертов, картин, воспоминаний. Я рисую, примеряя костюм на персонажа, на актёра – а это, поверьте, не всегда одно и то же! Делюсь с режиссёром (и он делает то же самое, но со своей точки зрения). Мы откладываем, даём материалу отлежаться. Я даже не смотрю до определённого периода спектакли других театров, чтобы они мне не мешали! Смотрю позже – чтобы случайно не повториться, это часть профессиональной этики – не повторять то, что уже сделано. (можно круглое фото Трофимовой)

Но спектакль, конечно, не о музыке, а о людях. Богатое прошлое полно не только воспоминаний об искусстве и блестящих победах, но и об отношениях, о чувствах, о сделанном выборе и о том, к чему этот выбор приводит.

Они мечтали быть вновь услышанными со сцены, а, возможно, им нужно было просто выслушать друг друга?

Но не думайте, что зрители погрязнут в сомнительных тайнах прошлого и в безотрадных раздумьях о будущем. Постановка режиссёра Дмитрия Язова (с ним Тобольск уже знаком – в 2002 г. Дмитрий ставил на большой сцене нашего театра «Отравленную тунику» по пьесе Гумилёва) умело ведёт зрителя от печали до радости, от искреннего сочувствия к смеху.

Светлая грусть по несбыточным надеждам и дерзкие шутки в настоящем – обратите внимания на возрастной ценз спектакля – 16+, он оправдан.

Режиссёрская удача – выбрать на роль оперных звёзд давно любимых зрителем артистов – Анвара Гумирова (Реджинальд Пейджет), Елену Малову (Сессилия Робсон), Сергея Грязнова (Уилфред Бонд), Альбину Шафирову (Джин Хортон). Тобольский квартет искусно взывает к ностальгии по прошлым славным денькам, не оставляя при этом надежд на новые прекрасные роли.

«Как поживают поверженные боги?» – вопрошает героиня Альбины Шафировой. А вот так: в отблеске былой славы и в скудности материального мира. Финал пьесы, уверяем, тронет даже самое тренированное зрительское сердце: куда идут наши старики? На свет рампы или навсегда сбегают от повседневности к музыке небесных сфер?

А пока в большом зале готовились ко дню рождения Джузеппе Верди, в фойе уже начали отмечать Международный день театра. Здесь пели Наталия Пономарёва и Павел Жук, работала театральная почта. Можно было отправить открытку с поздравлением или признанием сотрудникам театра. Поверьте, все они были рады такому вниманию, ведь каждый раз здесь стараются устроить для своих зрителей настоящий праздник. А первую премьеру нынешнего года для нас создавали также режиссёр по пластике Лиана Токарева, Игорь Колдачёв (Сэдрик), Татьяна Артемчук, Наталья Железнякова, Марина Некрасова, Иван Ручнёв, Вероника Самсонова, Роман Турчин (кордебалет).

Если вы не попали на «Квартет» в премьерные дни, то специально для вас показ запланирован на субботу, 19 апреля, в 18.00.

Вам может также понравиться...