Человек с Острова: 90-летний юбилей отметил Михаил Григорьевич Курбатов
90-летний юбилей отметил ветеран Великой Отечественной войны, участник трудового фронта, ветеран труда Михаил Григорьевич Курбатов.
Живёт ветеран с супругой Татьяной Алексеевной в двухэтажном коттедже, и их союзу скоро исполнится 60 лет. Вместе они и порядок в доме поддерживают, и огород возделывают, и урожай в погреб спускают, и заготовками себя на зиму обеспечивают. Ну а так как в микрорайоне всё ещё не открылся магазин, за продуктами ездят в город на своём автомобиле. Рассчитывать им не на кого, они лишились единственного сына и любимого внука. Но Михаилу Григорьевичу никак не дашь его 90: бодрый, стройный, подтянутый, по-молодому порывистый, в белой отутюженной рубашке, он выглядел на своём юбилее самое большое на 70, а то и на 65 лет.
Не случайно пришедший поздравить юбиляра председатель городской думы Андрей Ходосевич заметил, что общий вид, боевой настрой Михаила Григорьевича явно не соответствует его паспортному возрасту. И тут же вспомнил, как мальчишкой, юношей, а потом молодым специалистом захаживал на базу Тобольского нефтепроводного управления, где директорствовал Михаил Курбатов. Андрей Ходосевич рассказал, что Курбатов был руководителем строгим, поддерживающим порядок на базе.
Вместе с Ходосевичем пришли поздравить ветерана первый заместитель главы города Яна Зубова, начальник управления соцзащиты населения Елена Елесина, председатель городского совета ветеранов Владимир Габрусь. Вручили юбиляру цветы, подарки, памятные адреса, передали поздравительный адрес от президента страны Владимира Путина и сказали много добрых слов, пожелав здоровья, бодрости духа и активного долголетия.
Хозяева пригласили уважаемых гостей за накрытый стол, который ломился от разнообразных блюд, приготовленных их руками. А за чашкой чая и разговор по душам легче вести.
Воспоминания ветерана о своём детстве, опалённом войной, послевоенном отрочестве, становлении как личности (он свои высоты брал без посторонней помощи) – урок нынешней учащейся молодёжи, с которой родители пылинки сдувают и создают тепличные условия, лишь бы любимые чада хорошо сдали ОГЭ и ЕГЭ.
Михаил родился в 1934 году в многодетной семье колхозников в деревне Остров Уватского района. Деревня практически была окружена водами Иртыша и двух стариц. Жители деревни работали в рыболовецком колхозе «Красный рыбак». Трудились там и родители Миши, и его бабушки, дедушки. Второе направление деятельности колхоза было сельскохозяйственное. В деревне было домов десять, и все типовые – большие, на две половины. Только один дом выбивался из общей архитектуры и был двухэтажным. А вокруг – тайга.
Когда началась война, старший брат ушёл на фронт, а отец всю войну и ещё несколько лет после Победы работал на военном заводе. Брат был ранен на фронте, домой вернулся живым. Мише в 1941-м шёл седьмой год. «Меня уже тогда считали взрослым. Я и сам думал, что я большой», — улыбается наш герой.
Тракторов в колхозе не было – работали на лошадях. И маленьких мальчишек-воробушков усадили на них верхом. Миша научился управляться с лошадьми намного раньше – с четырёх лет, так что был уже опытным возницей. Забирал с подворий навоз и отвозил на колхозные поля. Участвовал в пахоте, посевной, уборочной, говорит, иной раз так за день наездишься, что спрыгнешь с лошади, а ноги идти не хотят.
По его воспоминаниям, самым страшным был 1941-й. И не только потому, что война началась. Этот год ознаменовался большой водой, деревня враз оказалась в плотном водяном кольце. Не затопило только благодаря тому, что располагалась она на высоком гребне. Домашнюю скотину перегнали в тайгу, которая тоже была на возвышении. Сами передвигались на лодках, а когда лёд встал, скот вернули в стайки. В тот год корма не заготавливали (просто негде было). Чтобы скотина продержалась до весны, ездили за тонкими ветками, за тальником. Миша при своём цыплячьем весе забирался на деревья до верхушек и ломал ветки, а внизу их подбирали и складывали в сани девочки да женщины. Картошку в тот год тоже не сажали. В деревне остались женщины, дети, старики. На троих мужчинах непризывного возраста, вспоминает рассказчик, весь колхоз и держался.
В последующие военные годы всё наладилось – и пахали, и сеяли, и сено заготавливали. Правда, большую часть выращенной продукции – мясо, молоко, яйца, овечьи шкуры, картофель – сдавали для фронта. На вопрос, за счёт чего сами выживали, Михаил Григорьевич ответил так: «Ягоды, грибы, шишки собирали, рыбу ловили, да на уток охотились с помощью собаки».
До 13 лет Миша не учился – некогда было, да и негде. А когда у них появилась учительница, он одним из первых записался в школу. Восьмилетнее образование заканчивал в Демьянском. Интерната не было. Пристраивались в частных домах, спали за печкой на полатях. У Михаила был цепкий природный ум, и учёба ему легко давалась.
По окончании восьмилетки его призвали в армию. Шёл тогда 1953 год. Вагоны повезли Михаила с другими новобранцами на запад, как позже выяснилось, в Германию. Служил там наш земляк три года разведчиком связи. За службу был отмечен государственными наградами.
Из армии вернулся в 1956 году. Кадров на селе не хватало, и Михаилу пришлось поработать в культуре: возглавлял клубы сначала в Мурзе, затем в Демьянском. В то время его и депутатом избрали, и Татьяну повстречал (она агрономом работала). Создали семью, дом построили, сынок на свет появился.
Всё складывалось хорошо, но Михаил решил, что зарплата в 36 рублей его не устраивает и в корне поменял вид деятельности. Окончил Свердловский техникум связи и много лет посвятил работе на двух каналах государственной связи сначала в Демьянском, затем в Ханты-Мансийске, в Тобольске. Опыта набрался с лихвой, и его пригласили во Всесоюзную «Газпромсвязь». Они обеспечивали связью участок от Демьянского до Сургута, в который входило семь станций. А когда образовался «Союзгазсвязьстрой», Курбатова вызвали в Москву, выдали новую аппаратуру и научили, как с ней работать.
В 1971 году он получил предложение от Сургутского управления перейти из связи в отрасль нефтеперекачки, так он проработал в Демьянском семь лет начальником перекачивающей станции.
И лишь после этого Курбатовы перебрались в Тобольск, где Михаил Григорьевич возглавил базу Тобольского УМН. Директорствовал на протяжении 19 лет. Казалось бы, пора и отдохнуть. Но на пенсии он недолго побыл: пригласили в одно место, потом в другое, и в результате на заслуженный отдых вышел лет в 80. Вот такая она – старая гвардия: готова служить Отечеству, пока ноги носят. А может, в этом и кроется секрет долголетия многих из наших уважаемых ветеранов.