В Тобольске спустили на воду новое сухогрузное судно «Яр-Сале»
На сумкинской судоверфи спустили на воду баржу нового поколения. Её грузоподъемность – пять тысяч тонн. Баржу сделали не за девять месяцев, как было запланировано, а на два месяца быстрее.
С лёгкой руки «крёстной матери» заказа, заместителя генерального директора по контролю за грузоперевозками и использованием горюче-смазочных материалов Светланы Мокрецовой, традиционная бутылка шампанского разбилась о борт. Значит, по приметам речников, у этой баржи хорошая судьба. Судно весом 1000 тонн скатилось в Иртыш под собственным весом. Это второе судно в серии, первое спустили на воду в сентябре 2021 года. Судостроители между собой баржу окрестили аэродромом – уж очень велика она, габаритна и солидна.
– Спуск на воду судна такого масштаба, не спорю, событие. Но для меня, для нашего коллектива, тех, кто участвовал в строительстве – это обыденная, каждодневная работа. И нас радует, что мы находимся пусть ещё не на стадии полного возрождения завода, но в его процессе определённо. Следующий этап – запуск линии подготовки стали, модернизация цеха, который до этого простоял 40 лет. Три заказа на строительство барж уже есть – сегодня спускаем вторую, третью начали строить. В перспективе видим строительство ещё 18 судов. Этот факт открывает значительные перспективы для нашего завода. Кроме того, мы заканчиваем монтаж портального крана, а в межнавигационный период на заводе отремонтировали около 200 судов, которые все ушли в навигацию, – рассказал исполнительный директор ООО «Тобольский судоремонтный, судостроительный завод» Александр Ларин.
В этом году предприятие отмечает семьдесят первый день рождения со дня своего основания в 1951 году. Правда, последние тридцать лет строить новые суда коллективу не приходилось. За столь долгий срок это первый опыт, но далеко не последний, завод уже приступил к строительству третьей баржи.
Новый сухогруз получил название «Яр-Сале», в честь 95-летия села Яр-Сале, и это не случайно. Новая судоходная баржа относится к классу река-море и предназначена для перевозки навалочных грузов, плит, контейнеров и т.д. Она способна перевозить 70 вагонов щебня. Ей предстоит обслуживать запросы нефтяных и газовых предприятий Крайнего Севера. Корпус сухогруза специально укреплён, чтобы в арктических водах можно было разбивать лёд.
«Яр-Сале» — это самое большое судно, построенное в Западной Сибири. Стоимость её строительства 200 млн рублей. Длина баржи составляет 108 м, ширина – 18 м, высота 4,5.
Она аналог первой баржи и построена по уникальному проекту, который разработало Горьковское центральное конструкторское бюро Речфлота.
– Её уникальность в том, что за счёт инженерных решений при минимальном весе металлоконструкций (1000 тонн) достигнута грузоподъёмность 5 тыс. тонн. До этого максимальная грузоподъёмность барж-площадок, построенных в Западной Сибири, не превышала 3 тыс. тонн, – поясняет главный инженер Виктор Громов
Завод построил сухогруз по заказу Обь-Иртышского речного пароходства. Для этого коллективу пришлось специально обустраивать площадку, приобретать оборудование и инструменты. Были специально сформированы бригады из профессиональных судостроителей, сварщиков из Марий Эл и Ульяновской области, Татарстана и Башкирии. Несомненно, полученный опыт пригодится предприятию в дальнейшем. Только исполнительный директор посетовал, что, к сожалению, в Тобольске нет училища, где бы готовили сборщиков корпусов судна, сборщиков сварочного производства.
– Поэтому приходится привлекать специалистов извне, но, к нашей радости, некоторые выказывают желание остаться жить и работать в Сумкино. Для нас это будет настоящий прорыв не только в сторону укрепления материально- технической базы, но и кадрового потенциала, — поделился Александр Ларин.
Сварщик Михаил Мамоненко из Санкт- Петербурга – один из тех, кто прибыл на завод месяца четыре назад и… решил остаться здесь.
– Главное – работа есть, заработная плата достойная, да и жена у меня отсюда, так что долго не раздумывали: остаёмся, — говорит он. – Тем самым я подал пример своим ребятам, думаю, и они со временем придут к такому же мнению. Здесь всё говорит в пользу Сумкино: посёлок расположен в живописном месте, рядом река, лес и работа рядом, не надо часами добираться до работы.
Построили второе судно за короткий срок на собственные средства Тобольского судостроительно-судоремонтного завода.
– Сегодня большая потребность в возрождении судостроения. Конечно, Россия обладает большим транспортным ядром, но это устаревшие суда, возраст которых 30 и более лет, они нуждаются в модернизации. Конечно, можно заказывать строительство новых судов на других заводах, но это очень долгий срок ожидания. Тогда было принято решение о том, чтобы строить самим. И оно того стоило. Наши новые баржи будут работать десять и более лет без проблем, — рассказал главный инженер.
А между тем,с высокой трибуны на пирсе, где застыла в ожидании спуска баржа, произносятся торжественные речи, звучат благодарности в адрес судостроителей и, наконец, исполнительный директор докладывает: «Все работы выполнены, судно к спуску готово!».