Нина Уссаковская: наследница фамилии

У известного тобольского фотографа Марии Михайловны Уссаковской и ее  мужа Ивана Константиновича было  четверо детей. Две девочки, Нина и Маша, и двое сыновей. Но только старшая дочь Нина продолжила семейное дело и стала фотографом. О ней мой рассказ.

Нина была первенцем  супругов Уссаковских. Родилась она 8 декабря 1894 года. Девочку крестили в  церкви Михаила Архангела. А восприемников, то есть крестных,  у неё было сразу четыре:  тобольский полицмейстер Александр Афанасьевич Каверзин и жена статского советника Ольга Николаевна Петухова (вторая жена дедушки новорождённой), а также учитель Тобольской гимназии  Георгий Гаврилович Вознесенский и жена дворянина Нина Васильевна Мальшинская.

Девочка росла в достатке. Родители Нину баловали, и часто делали её фотопортреты. Малышка была очень фотогенична.  Большой портрет Нины, снятый Марией Михайловной, стоял  в гостиной Уссаковских.

Когда пришло время обучения, Нину определили в  Тобольскую Мариинскую женскую гимназию. Училась она прилежно:  оценка за большую часть предметов – «хорошо», а по Закону Божию и рисованию – «отлично». В Мариинской гимназии девочки изучали историю, литературу, иностранные языки, математику, географию и даже физику с космографией. Закончив семь обязательных классов, Нина поступила в восьмой, педагогический, и в 1912 году получила аттестат с правом работать домашней учительницей.

Так что к 18 годам Нина Уссаковская была весьма образованной барышней, да ещё и привлекательной внешне. В семье Уссаковских появилась легенда, будто на старшую дочку Марии Михайловны обратил внимание сам Григорий Распутин.

То, что Распутин посещал фотоателье Уссаковской, является фактом: в 1912  году, пребывая в Тобольске,  он сфотографировался в салоне Марии Михайловны, и снимок сохранился.  А семейная легенда, рассказанная правнуком М.М. Уссаковской, Вадимом Борисовичем Хозиевым, говорит вот что:

«Видимо, когда Распутин уже сфотографировался и вышел из фотографии, то на балконе второго этажа он увидел старшую дочь Уссаковских, Нину. И поскольку она дивной красоты была барышня, вломился в дом с желанием с ней познакомиться. Мне бабушка рассказывала, дело было так. Он, значит, закричал им: «Хозяин, ну-ка, веди свою дочь немедленно». Иван Константинович Уссаковский кивнул и привел младшую, одиннадцатилетнюю Машу. Распутин рассмеялся, увидев Машу, погрозил пальцем и сказал: «У, какой ты хитрый, хозяин. Ну, ты мне вот ту дочь, другую, присылай в Петербург, я её за камер-юнкера выдам». Ушел и всё забыл, и слава Богу. А дальше жизнь по-своему распорядилась».

Жизнь действительно распорядилась по-своему, и  всего через пару лет юная Нина   попала в Петербург.

Возможность женщин получить высшее образование в ту пору  в России была сильно ограничена, в университет девушек не принимали. Зато  действовали многочисленные «высшие женские курсы» – частные учебные заведения. Однако открывались они только в крупных городах: Москве, Петербурге, Казани, Киеве.

В Тобольске Нина Уссаковская получить высшее образование не могла. Но, видимо, очень хотела продолжить обучение. А любящие родители не препятствовали и, видимо, даже поощряли такое желание дочери. В  сентябре 1914 г. Нина поступила на Высшие женские историко-литературные курсы Н. П. Раева, в Петербурге. По рассказам  дочери Нины Уссаковской, Елены Николаевны Ефимовой, с которой я лично встречался, поселилась девушка у петербургских друзей семьи, которые взяли еёпод свою опеку.

Через год, в декабре 1915 года, Иван Константинович Уссаковский  обеспокоенно пишет директору курсов: «Покорнейше прошу уведомить меня об успехах моей дочери Нины Ивановны на курсах. Все ли она сдала необходимые для зачёта экзамены, какие  именно, и какие необходимо сдать. На каком курсе она считается? Буду благодарен за исполнение этой моей конфиденциальной просьбы».

Неизвестно, почему  Иван Константинович начал беспокоиться за  успеваемость дочери. Возможно, шумная петербургская жизнь закружила девушку, и она перестала уделять внимание учёбе. Так или иначе, высшие женские курсы она не окончила и  вскоре вернулась в Тобольск.

Вскоре яркая барышня  из известной в Тобольске семьи вышла замуж за инженера Николая Антоновича Струтинского. В 1926 году у  молодой пары родилась дочь  Елена.  Я успел познакомиться с Еленой Николаевной Струтинской, в замужестве Ефимовой, в 2018 году. Елене Николаевне был 91 год, но ум её по-прежнему оставался  ясным, она очень интересно рассказывала о своей маме и знаменитой бабушке. Через полгода Елена Николаевна ушла из жизни…

По рассказам Е.Н. Ефимовой, Нина Уссаковская (Струтинская) продолжила дело родителей. Долгое время она работала фотографом в Тобольске, в фотографии, которая находилась в деревянном доме напротив драматического театра. К сожалению, кроме фотографий из семейного архива Уссаковских, известен только один снимок, выполненный Ниной Ивановной. Это портрет тобольского костореза Порфирия Григорьевича Терентьева, он хранится в музее  Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского и датируется как сделанный в 1920-е годы.

В 1938 г.  Струтинские и Уссаковские уехали из Тобольска в Москву.  К переезду их подтолкнул страх передрепрессиями. Вот как вспоминала этот период Елена Николаевна Ефимова:

« … У нас в Тобольске, когда мы вот уезжали, были всёвремя ночные аресты. Очень много арестовывали людей, и время было очень тяжёлое. Вот в то время как раз мы и уехали. Мама долго работала фотографом, она тоже была хорошим фотографом по тем временам. Однажды вдруг приехал «чёрный ворон», и маму увезли. Мы всю ночь не спали, я и папа. Оказывается, её вызывали для того, чтобы она что-то фотографировала. Но что – она никогда не говорила. Утром её вернули».

Вначале переехали Мария Михайловна и Иван Константинович Уссаковские, а немного позднее – семья Нины. Некоторое время они жили в Болшево, пригороде города Королёва.  Как рассказывала Е.Н. Ефимова, «мы там купили мансарду, и там вот жили, пока не дали комнату».

Умерла Нина Ивановна Струтинская 13 февраля 1964 г.Похоронена в Москве на Донском кладбище, рядом с еёмужем и матерью.

Евгений Бондарев

Читайте также: