Будущее зовёт и МАНит?

Прочитали в «Тобольской правде» (№ 147 от 22 декабря 2018 г.) материал «Малеиновый рассвет» – о строительстве нового завода на территории тобольских предприятий СИБУРа. Значит, в 2021 году появится ещё одно производство, выпускающее продукт, о котором обыватели не наслышаны, – малеиновый ангидрид. Звучит угрожающе! Не превратится ли наш город в сплошь производственную зону, негативно влияющую на здоровье горожан?

Алексей Симонов

Пресс-служба тобольских предприятий СИБУРа подтвердила, что компания приступила к реализации проекта по строительству производства малеинового ангидрида (МАН) и пояснила, что МАН используется в строительстве, сельском хозяйстве, автомобилестроении, производстве лакокрасочных материалов, мебели, фармацевтических препаратов и прочих, прочих отраслях.

Реалии современной жизни таковы, что вокруг нас – предметы сплошь из незнакомых или даже пугающих ухо веществ. Вот вам кажется, вы смотрите в окно? Если приглядеться, это сплав кварцевого песка, соды и карбоната кальция в раме из поливинилхлорида. А вот прямо сейчас вы надеваете полиэтилентерефталат, ну, или из какого ещё полиэстера сшита ваша куртка. Не задумываясь плещете гидроксильной кислотой (водой) себе в лицо, а потом сыплете хлорид натрия (соль) в утреннюю яичницу и спешно кутаетесь, опаздывая на работу, в полиакриловые полимерные соединения, созданные на основе нефтепродуктов.

Всё это, конечно, так, но возникает мысль: нужно ли Тобольску новое производство, безопасно ли оно? Название на первую пробу совсем страшное, но если станем с вами разбирать на молекулы всё то, что нас окружает, услышим много новых угрожающих звукосочетаний. Тут приходят на память события 1990 года, когда появились призывы к запрещению опасного для здоровья и жизни вещества – дигидрогена монооксида. Волнения по его поводу докатились от США до самой Австралии.

На самом деле кампания по запрету дигидрогена монооксида – нагляднейшая иллюстрация того, как пугающее название превратило в страшный химикат самую обыкновенную… воду! Студенты пошутили, а предвзятое отношение к сложным формулировкам довело самых впечатлительных до паники. Хотя, если поразмыслить, гидроген – это водород, а дигидроген – просто двойной водород. И в соединении с одиноким кислородом, монооксидом, образует воду. От которой при должном использовании не только не умирают, но без которой и не живут.

Малеиновый ангидрид тоже без водорода не обошёлся: это вещество представляет собой органическое соединение молекул водорода, углерода и кислорода. А современный мир не обходится без МАНа. Чистый МАН – бесцветен и твёрд и необыкновенно многофункционален: из него создают широкий спектр товаров – от растительных удобрений до сверхпрочных пластиков.

Несмотря на то, что малеиновый ангидрид прочно вошёл в жизнь современного человека, в России его не производили. Нигде. В США, Германии, Канаде, Испании, Бельгии, Саудовской Аравии, Японии, Китае – запросто. А  у нас – ни килограмма. И при этом спрос российских предприятий на МАН растёт – на 4-4,5 % в год. Пока соотечественники закупают его в развитых странах. И только за прошлый год, по данным Ru-Stat (за январь-октябрь 2018 года), потратили на закупку 7,6 млн долларов США. Но, когда спустя пару лет МАН станут выпускать и в Тобольске, это должно, согласно проекту, покрыть внутренние потребности страны в сырье и более того – позволит наладить экспорт малеинового ангидрида в Турцию, страны Восточной и Западной Европы.

Это ясно: российским предприятиям местное производство – просто МАНна небесная. Другой вопрос, насколько удачна мысль размещения такого производства в нашем городе. Даже если мы будем считать, что данная комбинация водорода, углерода и кислорода безвредна для человека,  будет ли безопасным его производство? Запуск нового завода всегда сопряжён с риском загрязнения окружающей среды, которое в таком случае негативно скажется на здоровье местных жителей.

Игорь Ломакин (фото Дарьи Федотовой)

Нашими опасениями мы поделились со специалистами Тобольской комплексной научной станции уральского отделения Российской академии наук. «Разработчиком технологии создаваемого производства выбрана итальянская компания Conser, обладающая одной из наиболее инновационных технологий производства малеинового ангидрида, – отметил Игорь Ломакин, директор комплексной научной станции, кандидат наук. – Технологические параметры и современное аппаратурное оформление производства исключают негативное воздействие на окружающую среду. Проект соответствует всем нормам природоохранного законодательства РФ, что подтверждается положительным решением Главгосэкспертизы».

Конечно, есть в проекте свои плюсы – новые рабочие места для тоболяков, налоговые отчисления в городской и региональный бюджет (компания СИБУР зарегистрирована в Тобольске), но при этом важно и сохранить экологический баланс при запуске ещё одного сверхнеобходимого государству и Тобольску производства.

Читайте также: