Прищепки, солёный огурец и борода из ваты

Елена Перминова и Наталья Важенина (фото Дарьи Федотовой)

И не то ещё вы найдёте в этой волшебной коробке, где таинственно мерцает стекло, помигивают блёстки и откуда слышен шёпот… истории.

Истории о том, как в тридцатые годы прошлого века девочка Тоня украшала новогоднюю ёлку. Вот птичка, а вот кот, будто пойманный на воровстве сметаны, а вот ещё один, играет на домре. Тоня рассаживает их по веткам, и игрушки цепко хватают ёлочьи лапы прищепками.

В довоенном Тобольске не всякий мог раздобыть стеклянные украшения на ёлку. На Тонином празднике они появились благодаря дружбе матери, Агриппины Михайловны Саломатиной, с семьёй ссыльного адвоката. У переселенцев из центральной России водились всякие редкости: покидая Тобольск, вдова адвоката Евгения Петровна оставила Саломатиным как память игрушки, кузнецовский фарфор, швейную машинку «Зингер»…

Тоня выросла, стала Морозовой, и коты с прищепками переехали в детство её собственных детей. А после – и внуков. Неброские, не ослепляющие новогодним сверканием, они всё ещё помнят прикосновение рук, их изготовивших, тепло дыхания, давшего им жизнь. И будут ещё долго рассказывать свои истории – в семье внука Антонины Александровны, Александра Перминова, их хрупкость оберегают, позволяя только издали смотреть на ёлку.

фото Дарьи Федотовой

На пенсии и Дед Мороз из прессованной ваты, каких делали в 1966-м. А вот этих Деда и Снегурку конца 1970-х-начала 1980-х из собственного детства принесла Наталья Важенина. Она помнит, как они охраняли сундук с подарками, который Натальин дед смастерил из дерева: вырезные оконца со снегирями мягко светились, обещая сказку.

Пёстрая компания разных форм и размеров собралась здесь по воле Елены Перминовой и Натальи Важениной, научных сотрудников станции Тобольской комплексной научной станции УрО РАН. Придумали так украсить к Новому году свой кабинет, а заодно – как истинные научные работники – занять умы коллег историей страны XX века. А что – здесь вся она, пусть и рассказанная блеском и позолотой.

Звери заиграли на балалайках после успеха фильма «Цирк» 1937 года, ладьи с картонными парусами пускали в плаванье в 1950-е, в 1960-е ёлки раззолотила кукуруза – царица полей. Тогда же на еловых ветках стали расти фрукты, ягоды и даже овощи. В волшебной коробке вы найдёте их все – даже солёный огурец. СССР покорял космос – и вот вам звёзды из стеклянных трубочек, Москва встречала Олимпиаду-80 – и зажёгся в новогоднюю ночь олимпийский факел.

И полосатые сосульки, и шишки размером в ладонь, и укутанный в шаль поверх шубки стеклянный малыш, и диковинные вогнутые шары родом из начала 1990-х… История страны в новогоднем разрезе, не иначе.

Нарядная жестяная коробка на рабочем столе Елены Перминовой сулит всё новые сокровища. Крышка обещающе распахивается… а там, педантично разобранные по секциям, расправленные, классифицированные и чёрные… жуки.

– Это лучший новогодний подарок, – смеётся Елена. И мечтательно добавляет: – Особенно откуда-нибудь бы из Индонезии…

Энтомологи, что с них взять… У них, у учёных, своя сказка.

Читайте также: