Симфония Александра Русанова

Фото из семейного архива

Тоболяку Александру Павловичу Русанову 5 августа исполнилось бы 90 лет. Его уже давно нет с нами (ушёл в 1980 году). Но память об этом удивительном человеке хранят его близкие – жена Валентина Ивановна и дочь Ирина. Накануне его дня рождения они пришли в редакцию и поделились с нами воспоминаниями о нём.

Александр Павлович оставил на земле внушительный след – троих детей, восьмерых внуков и восьмерых правнуков. Так что есть кому Русановский род продолжать, причём принципы здорового образа жизни все соблюдают, как и сам родоначальник при жизни. Валентина Ивановна вспоминает, как Александр Павлович дома на двери прикрепил табличку с надписью «Не курить», что несколько шокировало гостей, но с хозяйским укладом им приходилось считаться.

Прелюдия

Русанов – уроженец деревни Бакшеевой Тобольского района. Но в город семья перебралась, когда Александр был ещё трёхлетним ребёнком – попала под раскулачивание. Семья была работящая, на ногах крепко стояла. Хозяйство большое держали. Александр на всю жизнь запомнил, как пришли чужие дяденьки и забрали всё, даже валенки. В чём были, в том и ушли. Пришли в Тобольск.

Когда началась Великая Отечественная война, отец в первый же год ушёл на фронт и погиб. 13-летний Александр остался в семье за старшего мужчину. Мама болела. И паренёк пошёл работать. Трудился в райпотребсоюзе на продовольственных складах разнорабочим, потом на мясокомбинате. Обладая от рождения художественными способностями, он поработал и на косторезной фабрике.

Подошло время и Александра призвали в армию – служил в Польше. После демобилизации устроился на работу в районный отдел культуры инспектором, в школе №1 преподавал труды у мальчиков, затем послужил инженером в проектно-сметном бюро. Без отрыва от работы Александр окончил вечернюю школу, заочные художественные курсы имени Н. К. Крупской в Ленинграде. Высшего образования он так и не получил. Он был самоучкой, самородком, причём весьма талантливым. Он переписывал картины Васнецова, Куинджи. Это было для души. А по заказу горисполкома к 9 мая он рисовал портрет Ленина, который размещали на здании на время проведения демонстрации. Полотно было большое, он расстилал его на полу в драмтеатре-теремке и рисовал, стоя на коленках. Это ответственное дело доверяли только ему.

Фото из семейного архива

Дело его жизни

В 1967 году от областного управления культуры в Тобольске создавался реставрационный участок, целью которого должна была стать возрождение Тобольского кремля и церквей – тобольских и тюменских. Русанова пригласили её возглавить. Выделили угол в музее, дали стол и стул. С этого и началось великое дело всей его жизни. Всё, что было прежде, можно было назвать прелюдией к нему. Александр стал набирать коллектив. Нужны были плотники, столяры, жестянщики, штукатуры-маляры, кузнецы, ковщики, позолотчики. Удалось

сколотить пять бригад. Спустя время они перешли в подчинение Росреставрации – под крыло Министерства культуры. Сменилось и название. Александр Русанов стал директором научно-производственных реставрационных мастерских Тюменской области. Работа была сложная. Заново пришлось отстраивать несколько башен кремля, которые оказались разрушенными до основания. Поднимали архивные документы. Александр Павлович бросил клич населению – приносить фотографии, где запечатлены старые виды кремля (обратился по тобольскому радио). Большую помощь оказал ему научный сотрудник музея Владимир Мельников.

Русанов был членом президиума правления Госреставрации. А значит участвовал в принятии важных ключевых решений по историческим объектам как нашего региона, так и других, находившихся в Суздале, Костроме, Кижи. Доводилось Александру Павловичу довольно часто общаться с архитекторами из Москвы, которые многократно посещали Тобольск с рабочими визитами.

В 1977 году бригада тобольских реставраторов участвовала в восстановлении Московского кремля, что говорит о большом доверии их профессионализму.

Научные сотрудники музея, реставраторы были частыми гостями в семье Русановых. Так что Ирина росла в творческой атмосфере. Папа для неё был эталоном. Она до сих пор удивляется тому, до чего он был ответственным человеком и любое дело всегда доводил до конца.

Делом всей его жизни стала реставрация памятников культурного наследия. Особенно переживал он за храмы, мечети, которые использовались не по назначению. В одних устраивались танцы, в других – точки общепита, склады. В церкви Захария и Елизаветы размещался гараж. На первом этаже церкви Михаила Архангела располагался кинотеатр, на втором – ателье. В Пятницкой церкви, у которой снесли маковки, поместился маслозавод. За сохранностью их не следили. Время было атеистическое. Но Русанову удалось получить документ, на основании которого хозяйствующие субъекты из культовых зданий были выселены. Средств на реставрацию катастрофически не хватало, приходилось идти по пути консервации. Но это всё равно была победа.

Поступок

Смелости и настойчивости Александра Русанова можно было только позавидовать. Когда началось строительство гостиницы “Тобол”, городские власти решили снести церковь Петра и Павла, так как она не гармонировала с современной гостиничной коробкой. Куда только не обращался Александр Павлович – и к местным и к областным властям – результат был нулевой.

Перед церковью уже стоял бульдозер. И тогда Русанов срочно вылетел в Москву. Добился аудиенции у министра культуры. К счастью, он был услышан, бульдозер отогнали, церковь осталась на месте. И как результат русановского визита в Министерство культуры местные власти получили указ, в котором говорилось, что все строительные работы вблизи архитектурных памятников должны быть согласованы с реставрационными мастерскими.

Кстати, внук Русанова, тоже Александр был крещён именно в церкви Петра и Павла.

Фото из семейного архива

Ходить по воде

Наши края с лесами, реками, озёрами – настоящее раздолье для рыбака и охотника. Александр увлекался этими мужскими занятиями, особенно утиной охотой. Он на природе отдыхал, восстанавливался, чтобы потом снова погрузиться в рабочие будни и решать важные для города и страны задачи.

Александру не хватало плавсредства. Наверное, проще было бы купить лодку. Но Александр простых путей не искал, да и ум имел рационализаторский. И изготовил лыжи из пенопласта (они до сих пор хранятся в деревне у родственника). Лыжи, которые изобрёл Русанов, выдерживали груз в полтонны. При этом сами весили всего девять кг. Александр мог ходить на них по воде, как по снегу, а мог сверху соорудить подобие катамарана. К днищу лыж были прикреплены тормоза в виде лопастей из дюралюминия, при отталкивании они встают ребром. Были и палки особой конструкции (внизу был приделан конус из пенопласта). Александр и сам на них ходил, и своих детей ставил. Это было настоящим открытием.

В 1976 году его изобретение попало в журнал “Катера и яхты”. В 1977 году тобольскому Кулибину позвонили из киностудии “Леннаучфильм”. Осенью того же года в Тобольск приехала съёмочная группа и сняла сюжет об этом изобретении.

Фото из семейного архива

Но и здесь Русанов остался верен себе и уговорил киношников заснять Тобольский кремль, где полным ходом шла реставрация. Озвучивал этот сюжет известный актёр Олег Борисов. И этот документальный фильм “Путешествие в страну чудаков” крутили в тобольских кинотеатрах и кинотеатрах страны. И отчасти после этого, а кремль в сюжете промелькнул, Тобольск накрыло туристической волной.

Послесловие

Наверное, Александр смотрит с небес на родной Тобольск, который он беззаветно любил, и радуется нынешнему облику города. Большому числу туристов, которые восхищаются красотами Тобольска. И тому, что его дело продолжили. И что Тобольский кремль сегодня по праву называется жемчужиной Сибири.

Читайте также: