Тобольский драмтеатр не держит «Медведя» в своих стенах, а выводит за пределы чисто театрального пространства
Особенно органично устроился «Медведь» в хорошо знакомом ему интерьере – в большой зале Дома губернатора, там же, где и Романовы разыграли Чехова в первый раз.
Если вы спуститесь на улицу Мира и зайдёте в двери Музея Романовых, который теперь наполнил новым содержанием Губернаторский дом, подниметесь по скрипучим ступеням (ещё помнящим царские подошвы) и остановитесь у белых двухстворчатых дверей, можете даже понаблюдать, чем занят бывший венценосец с домочадцами.
Хлопочет у стола, возясь со скатертью, княжна Ольга, на этажерке ищет реквизит Николай Александрович, меряет комнату шагами Василий Панкратов, комиссар Временного Правительства. Звенит колокольчик, объявляя начало, и вступают в игру чёрные тени на белой стене…
В своё время чёрной тенью накрыло весь этот белый нарядный дом в нижнем посаде Тобольска. Но прямо сейчас об этом знают лишь зрители, по щелчку театральной машины времени отправленные сюда и затихшие на скамьях вкруг импровизированной сцены. Сами же Романовы в своей зиме 1918-го беспокоятся пока о том, что их не пускают гулять по тобольским окрестностям, и о репетиции спектакля. Того самого, по чеховской пьесе «Медведь», премьеру которого уже видели эти белые стены 3 марта 1918 года.
Уникальный проект предложили Тобольский драмтеатр и музей-заповедник: билет на экскурсию в Дом-музей Романовых дополняется спектаклем Валерия Медведева. И прежние видения проносятся в окнах старого дома: вновь глядит в них царь, одетый в помещицкий – для спектакля – плащ, белой птицей скрывается в анфиладах комнат его дочь, дрожит пламень свеч…
И правда кажется: не летний день гаснет за окнами, а сгущаются зимние сумерки, и скрипят по улице Мира санные полозья… И охотно видится, как Николай Романов в окнах этих разглядывал россыпь домиков, за которыми Иртыш, а после – лес. И нет границ, нет тупика, и дорога тянется вдаль – бесконечная и беспрерывная.