Первая среди сибирячек. Мария Уссаковская стала первой женщиной-фотографом в Тобольской губернии

Уссаковская

Семья Уссаковских

Мария Михайловна Уссаковская стала первой женщиной-фотографом в Тобольской губернии, а скорее всего, и во всей Сибири. На протяжении тридцати лет её ателье было одним из самых популярных в Тобольске. 

До неё были женщины – владелицы фотоателье, но сами они фотографий не делали. Фотографии Марии Михайловны хранятся во многих тобольских семьях, а со временем разлетелись и по всей России. Фотосалон Уссаковской выпускал и открытки – сейчас они хорошо знакомы коллекционерам-филокартистам. Однако о личности её до сих пор было известно очень мало.  Нет ни одной статьи, посвящённой нашей землячке, лишь скудные упоминания в специализированных трудах об истории фотографии.

Завидная невеста

Мария Уссаковская, урождённая Петухова, родилась 28 декабря 1871 г. (по старому стилю). Крестили девочку в Сретенской (она же Пятницкая) церкви Тобольска. Крёстными были купец Михаил Иванович Попов и жена другого известного тобольского купца, Андриана Сыромятникова,  – Глафира Николаевна.

Отец её, статский советник Михаил Михайлович Петухов, происходил из рода совсем не знатного – был сыном священника и образование получил в Тобольской духовной семинарии. Карьера его, впрочем, сложилась недурным образом: служил в Тобольском губернском правлении, к 1895 г. получил чин статского советника. Этот чин, относящийся к V классу, согласно Табели о рангах, дал Петухову и его детям права потомственного дворянства.

Мать Марии Петуховой, Александра Матвеевна (урожденная Тарунина, из купеческого рода), умерла рано, оставив четверых детей: кроме младшей дочки, в семье Петуховых были старшие  сыновья Николай, Вячеслав и Всеволод. Мария осталась без матери в 13 лет.

Тобольск Уссаковская

Старый Тобольск. Фото Марии Уссаковской

От второго брака отца с Ольгой Николаевной Тельшевской родились сводные сёстры и братья Марии Петуховой – Лидия, Клеопатра и Борис. В семье внучки Клеопатры Михайловны Петуховой, Лидии Кучинской, сохранилось немало снимков, сделанных в ателье Уссаковской.

Образование Мария получила в Мариинской женской школе Тобольска. В те годы это учебное заведение для девочек считалось лучшим в Сибири. Ученицы изучали закон божий, французский и немецкий языки, географию, историю, математику, а также ряд других дисциплин, так что Мария для своего времени была весьма образованной девушкой.

После окончания тобольской Мариинской женской школы Мария Петухова стала завидной невестой. Отец её был человеком небедным, имел собственный дом в Тобольске. Дочерям определил достойное приданое. Однако выбор Марии озадачил родственников. Ее избранником стал сын польского ссыльного, Иван Константинович Уссаковский.

Иван (Ян) Уссаковский родился в 1860 г. в городе Дисно Виленской губернии. Его отец, Константин Иванович Уссаковский, был сослан в Тобольск за участие в освободительном восстании 1863-1864 гг. За ним последовали и жена с сыном. Здесь Иван и вырос.

Недовольство отца Марии можно понять – Уссаковский был католиком, то есть иноверцем. Кроме того, должность он занимал самую неприметную – младший делопроизводитель Губернского управления госимуществ. В Тобольске же Иван был известен как фотограф-любитель. Многие виды старого Тобольска дошли до нас благодаря его увлечению, свои фотографии он подписывал «Любитель фотографии И.К. Уссаковский»

Как бы то ни было, Мария настояла на своем. Иван Уссаковский сам запечатлел невесту в подвенечном платье. Точную дату венчания установить пока не удалось, однако, по данным переписи населения 1897 г., у четы Уссаковских уже была двухлетняя дочка Нина и семимесячный сын Николай. Следовательно, поженились они около 1894 г.

Брак этот был заключён по любви и оказался счастливым. Супруги Уссаковские прожили вместе до глубокой старости. Воспитали троих детей –  кроме Нины и Николая, родилась ещё младшая дочь, Мария. Кроме того, Марию Михайловну и Ивана Константиновича сближало общее дело – фотография.

 

Уссаковская

Фотоателье Уссаковских

Портреты на шелку и атласе

На свадьбу отец подарил новобрачной фотоателье – скорее всего, речь шла о фотооборудовании, а не доме, так как дом для фотомастерской был куплен супругами позднее. Благодаря свадебному подарку и, видимо, на основе лаборатории Ивана Константиновича, она открыла собственный фотосалон.

9 июля 1894 года Уссаковская получает разрешение на открытие фотографии за номером 392. Однако на самом деле фотосалон открылся несколько позже, в 1895 г., и вскоре стал одним из самых популярных в Тобольске, несмотря на довольно сильную конкуренцию: в Тобольске в 1899 г. при численности населения 20 тысяч человек насчитывалось 9 фотосалонов.

Вначале   фотоателье располагалось в собственном доме Уссаковских на Абрамовской улице (теперь улица Декабристов). В адрес-календаре Тобольской губернии за 1897 г. была размещена обширная реклама: «Фотография М. М. Уссаковской в Тобольске по Абрамовской улице в собственном доме принимает заказы на всевозможные работы: изготовление портретов, групп и карточек всех форматов, а также на исполнение видов и портретов на полотне, шёлковых и атласных материях. В продаже имеются виды города и окрестностей. Располагая хорошим подбором новейших светосильных объективов для портретов, групп и ландшафтов, самыми усовершенствованными аппаратами и  художественными аксессуарами при ателье, фотография исполняет заказы аккуратно и по умеренным ценам. Принимаются для выполнения работы от господ любителей-фотографов».

Фотографировала посетителей как сама Мария, прекрасно овладевшая приёмами фотосъёмки, так и Иван Уссаковский. Кроме того, согласно данным того же переписного листа 1897г., Уссаковские взяли двоих учеников.

Марию Уссаковскую по праву можно считать первой тобольской женщиной-фотографом.  В Тобольске были и другие женщины – владелицы фотоателье.  Одной из них была Асна Пейсаховна Шустер. Однако нет никаких свидетельств того, что она была не просто хозяйкой фотосалона, но и фотографом. 26 июня 1900 года получила разрешение на открытие фотографии в Тобольске и Елизавета Шредерс. Фотографий ее ателье сохранилось немного, и опять же – нет подтверждения тому, что она была фотографом.

Фотографическое дело в то время было модным бизнесом и не требовало больших вложений. Поэтому неудивительно, что женщины, обладающие небольшим капиталом, пробовали открывать фотоателье – достаточно было арендовать помещение, купить аппаратуру и нанять фотографа. Но только о Марии Уссаковской достоверно известно, что она сама делала снимки, причем отличавшиеся художественным вкусом и оригинальной композицией.

В объективе Менделеев, Романовы и Распутин

Дела ателье шли в гору, и вскоре Уссаковская купила для него новый, отдельный дом –  на углу Большой Пятницкой (ныне улица Мира) и Почтовой улиц. С 1899 г. фотосалон начал издавать открытки, которые также пользовались спросом. Известно, что Дмитрий  Менделеев во время пребывания в Тобольске летом 1899 г. закупил в ателье Уссаковской коллекцию художественных почтовых открыток с видами родного города. Одну из них, с видом сибирского кедра, он поместил в свою книгу, отражающую экспедиционную работу по оценке запасов тобольских лесов.

В свою очередь, Иван Константинович Уссаковский сопровождал с фотоаппаратом Менделеева во время его посещения Тобольска и  села, взрастившего знаменитого химика, – Аремзянского (теперь Верхние Аремзяны). В Аремзянском Менделеев посетил церковную службу, а по её окончании  Уссаковский запечатлел иконостас церкви и самого гостя на её фоне.

Распутин

фото Распутина, сделанное в ателье Уссаковских

Со временем Иван Константинович выслужил чин надворного советника, был членом Тобольского городского присутствия по квартирному налогу, агентом страхового общества «Русское» в Тобольске. Уссаковские крепко дружили с исследователем Севера, краеведом Александром Александровичем Дуниным-Горкавичем, который также увлекался фотографией. Дунин-Горкавич оставил множество снимков коренных жителей Тобольского Севера, сделанных в многочисленных экспедициях.  Кроме фотографии Дунина-Горкавича и Уссаковского сближала совместная общественная деятельность – оба они состояли гласными Тобольской городской думы 1914 – 1918 гг.

Мария была свидетельницей многих исторических событий. Широкую известность получила ее фотография Григория Распутина, снятая примерно в 1912-1913 гг. C Распутиным связана семейная легенда семьи Уссаковских, которой поделился правнук Марии Михайловны, Вадим Хозиев. А ему эта история известна со слов его бабушки, Марии Ивановны Уссаковской. Вот что он рассказал:

«Видимо, когда Распутин уже сфотографировался и вышел из фотографии, на балконе второго этажа он увидел старшую дочь Уссаковских, Нину. И поскольку она дивной красоты была барышня, вломился в дом с желанием с ней познакомиться. Он, значит, закричал им: «Хозяин, ну-ка веди свою дочь немедленно». Иван Константинович Уссаковский кивнул и привел младшую, одиннадцатилетнюю Машу. Распутин рассмеялся, увидев Машу, погрозил пальцем и сказал: «У, какой ты хитрый, хозяин. Ну, ты мне вот ту дочь, другую, присылай в Петербург, я её за камер-юнкера выдам». Ушел и всё забыл, и слава Богу. А дальше жизнь по-своему распорядилась».

Во время пребывания в Тобольске в 1917-1918 гг. семьи Романовых именно в ателье Уссаковской венценосные узники покупали открытки. Это подтверждается сохранившимися счетами из фотоателье Уссаковской за «напечатание открытых писем».

По воспоминаниям потомков Уссаковской, Мария Михайловна не раз фотографировала царскую чету и великих княжон. Однако в 1938 году её дочь Нина, опасаясь ареста, уничтожила фотографические пластины. Сохранилось лишь изображение слуг царской семьи. Может, когда-нибудь удастся обнаружить и другие фотографии семьи Романовых, ведь заказ был передан полностью и в срок.

Тень чёрного ворона

После революции привычная жизнь Уссаковских круто изменилась. Фотосалон был конфискован новой властью. Внучка Уссаковской, Е.Н. Ефимова, вспоминает: «Я хорошо помню наши несколько комнат, которые остались после революции… У нас же был дом свой, где была фотография. Потом этот дом конфисковали, но оставили нам три комнаты. Вот в этих трёх комнатах мы некоторое время жили. После  конфисковали и эти три комнаты, мы стали жить уже в съёмных квартирах».

Уссаковская

Мария Уссаковская в старости

Однако фотография Уссаковской действовала до 1929 г., при этом с 1924 г. она арендовала свою собственную фотомастерскую у Тобольского местхоза. В 1929 г.  Мария Михайловна была лишена избирательных прав. Дважды, в 1929 и 1931 г.,  она пыталась обжаловать это решение, но безуспешно. Фотосалон пришлось закрыть… Вскоре в её павильоне открылась фотография Инвалидной кооперации.

Последние годы жизни Марии Михайловны удалось восстановить благодаря информации, полученной от её потомков.

Старшая дочь Уссаковских, Нина Ивановна Струтинская, продолжила дело родителей. Долгое время она работала фотографом в Тобольске, в фотографии, которая находилась в деревянном доме напротив драматического театра.

В 1938 г.  Уссаковские уехали из Тобольска в Москву.  К переезду их подтолкнул страх перед репрессиями. Вот как вспоминает этот период Елена Николаевна Ефимова:

« … У нас в Тобольске, когда мы  уезжали, были всё время ночные аресты. Очень много арестовывали людей, и время было очень тяжёлое. Вот в то время как раз мы и уехали. Мама долго работала фотографом, она  была хорошим мастером по тем временам. Однажды вдруг приехал «черный ворон» и маму увезли. Мы всю ночь не спали, я и папа. Оказывается, ее вызывали для того, чтобы она что-то фотографировала. Но что – она никогда не говорила. Утром её вернули».

Вначале переехали Мария Михайловна и Иван Константинович, а немного позднее – семья дочери Нины. Некоторое время они жили в Болшево, пригороде города Королева.  Как рассказывает Е.Н. Ефимова, «мы там купили мансарду, и там вот жили, пока не дали комнату».

Мария Михайловна умерла в 1947 г., похоронена на Донском кладбище. Ее муж, Иван Константинович, был похоронен в Болшево, однако кладбище снесли, его могила не сохранилась.  Внучка Уссаковской, дочь Нины Ивановны Уссаковской, живет в Москве. Елене Николаевне Ефимовой уже за 90 лет.

В Дубне живет правнук Марии Михайловны Уссаковской, внук её дочери Марии Ивановны. Вадим Борисович Хозиев – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой клинической психологии Университета «Дубна». С 1994 по 2003 Вадим  Хозиев был деканом факультета психологии Сургутского университета, с 2003 г. в Дубне.

Не на года, а на века

Я смог взять у них интервью с помощью скайпа – через интернет. После интервью мне показали вещи, которые сохранились в семье потомков Уссаковской со времен Тобольска, – резные полки, буфет и предметы интерьера, стоявшие в фотосалоне Марии Михайловны в Тобольске и запечатлённые на дореволюционных фотографиях.

Интересно, что многие потомки Уссаковской увлекаются фотографией. Была фотографом ее дочь Нина; любит фотографировать Вадим Хозиев, а обе его дочери стали профессиональными фотографами. Одна из них, Дарья, даже взяла в качестве творческого псевдонима фамилию своей знаменитой прапрабабушки.

Таким образом, понемногу восстал из забытья образ Марии Михайловны Уссаковской, тобольского фотографа и владелицы фотосалона. Снимки ее до сих пор хранятся во многих семейных альбомах. Проникновенные строки посвятил творчеству Марии Михайловны тобольский поэт и краевед Аркадий Быков:

На этой старенькой открытке
Сквозь сетку жёлтых паутин
К давно утраченной калитке
Подходят несколько мужчин.

И, озабочены делами,

Они не ведают пока –

Их Уссаковская снимает

Не на года, а на века.

Фотографии и открытки с витиеватой надписью на паспарту «Уссаковская» хорошо знакомы коллекционерам. Благодаря её фотоработам в нашей памяти живёт старый Тобольск.

В настоящее время у нас с правнуком Марии Уссаковской, Вадимом Борисовичем Хозиевым, родилась идея – издать альбом фоторабот нашей землячки. Уже собрано около 150 фотографий. Обращаемся ко всем жителям города: если в вашем семейном альбоме хранится фотография из ателье Уссаковской – разрешите снять копию или пришлите отсканированное изображение с высоким разрешением. Сохранность оригиналов гарантируем, владельца при вашем желании укажем. Электронная почта В.Б. Хозиева v_hoziev@mail.ru.

Евгений Бондарев

Читайте также: