Наука начинается с малого: мир открывают почемучки
Почти каждый День науки мы встречаем патетикой: мол, может российская земля рождать и собственных Платонов, и Невтонов, быстрых разумом. Никто и не сомневается, но разум тоже нужно уметь настроить на нужную волну. Впрочем, тобольской земле не впервой вскармливать гениев. С такими мыслями и ориентиром на великих земляков берутся за воспитание маленьких умников в центре развития ребёнка – детском саду № 40.
– Сегодня мы проводим эксперименты с солью, – в руках у Сони Шанауровой пробирка с радугой. Девочка быстро разлагает радугу на компоненты. – Это обычная соль, как у меня на кухне. Но мы изучаем, какими свойствами она обладает. Оказалось, помимо вкуса у неё есть запах, а ещё её можно красить в разные цвета гуашью.
Группа «Теремок» во главе с воспитателем Кристиной Харламовой превращает соляные копи в красочные картины-аппликации. За каждой дверью в саду с утра кипит работа. Малыши, пальчики которых ещё небрежны к пробиркам-пипеткам, со всей серьёзностью изучают свойства снега – их лабораторией стала сегодня игровая площадка на улице. «Огонёк» устроил огненное шоу: плюётся, кипит розовая лава, грозя вырваться из вулканного жерла. Детвора, впрочем, кипящих земных недр не боится: магма – дело её собственных рук и совершенно не горяча: вода да сода.
– Программа всестороннего развития, реализуемая в нашем детском саду, предполагает наличие центра науки в каждой группе, – объясняет тягу воспитанников к исследованиям директор сада Людмила Торопова. – Он обеспечен оборудованием, необходимым для проведения экспериментов, знакомящих ребят с азами естественных наук. Эксперименты просты, но позволяют детям ответить на вопросы об окружающем мире, учиться размышлять, а главное – общаться, раскрепощаться, сотрудничать.
Детский сад № 40 не одинок в стремлении распахнуть мир науки перед маленьким исследователем. Каждое дошкольное учреждение в городе старается искать новые пути обучения и воспитания, педагоги делятся с коллегами, распространена практика открытых занятий и обмена опытом. Конечно, без родителей никуда – они также участвуют в активном познании мира своими детьми.
Воспитатель-энтузиаст Марина Петрова признаётся, что прикладывает усилия, чтобы не отставать от времени и от детей, которые развиваются быстро, вопросов задают много, новое впитывают мгновенно. Чтобы выдавать детям сведения об окружающем мире, нужно самой обладать немалым резервом знаний.
Группа «Почемучка» во всеоружии: в фартуках и шапочках, с лупами и пробирками. Девчонки изобретают шоколадное тесто, мальчишки крутятся у приборов посерьёзнее. Высятся серебряные колонны нефтеперерабатывающего завода, недра его превращают нефть в полипропилен, но со всей этой махиной из фольги Дима справляется в одиночку. С «СИБУРом – предприятием будущего» дети знакомы не только в рамках проекта, но и лично: ездили на экскурсию на Тобольскую промплощадку. Диме Малюгину уже шесть лет, и пусть слово «полипропилен» то и дело скатывается с языка в «противопилен», но Дмитрий серьёзен: он с Мариной Сергеевной разработал целый проект о путешествии нефтяной капли.
Вообще тут что ни день – то новый проект. Появляется вопрос – значит, где-то есть на него ответ. Со своими собственными ответами на тайны мироздания «Почемучки» отправятся в эту субботу на городскую конференцию «Я – будущее России». Сегодня кто-то из них берёт в руки пластиковую пробирку, кто-то – строит газофракционирующую колонну из серебряной фольги, кто-то вывел идеальный рецепт приготовления мыльных пузырей. И этот маленький детсадовский шаг – кто знает – для иных может стать большим шагом в серьёзную науку.