Один на миллион

фото Дарьи Федотовой

Уметь, к примеру, быстро собирать кубик Рубика или ловко склеивать огромный пазл из россыпи мелких деталей – талант редкий. Пожалуй, один на миллион справится. Генеральный директор «Тобольского речного порта» Виктор Зырин – такой уникальный человек и есть, разве что головоломки ему посложнее достаются.

Просчитывать наперёд, чётко выстраивать процессы, делая верные ходы, и постоянно держать руку на пульсе – его повседневный труд. Ничего сверхъестественного, когда судьба распорядилась встать у руля огромного механизма, который уже пятый десяток лет старается наращивать обороты и не поддаваться депрессии в непростые для страны времена.

Завтра, 15 октября, Виктор Владимирович будет принимать поздравления с юбилеем. К дате он подошёл, как говорится, с высоко поднятой головой: по итогам прошлого года его предприятие признано Росморречфлотом победителем конкурса «Лидер отрасли» в номинации «Лучшая стивидорная компания отрасли (речная)».

– Я здесь с 10 августа 1971 года, – рассказывал как-то журналистам Виктор Зырин. И признавался, что по приезду в Тобольск думал, мол, отработаю года три по распределению и уеду. Теперь над теми мыслями самому смешно, ведь оказалось, что родней этой земли для него на всём свете нет – оттого всегда хотелось, чтобы и в городе, и во всём регионе порядок был.

Тогда, в конце 60-ых-начале 70-ых, речная артерия была самой востребованной для освоения нефтегазового комплекса на севере Тюменской области. Талантливый выпускник Горьковского института инженеров водного транспорта прошёл все ступеньки роста – начиная от старшего диспетчера рейда. А 17 лет назад коллектив речного порта избрал его генеральным директором. В самое, к слову, тяжёлое для организации время: пришлось осваивать новые условия, в которые вдруг врезалась вся страна, – рыночные.

От двух тысяч работающих тогда, в 1974-ом, в коллективе осталось всего 455 человек. Виктор Владимирович с ужасом вспоминал, как три года не платили налоги, задерживали и без того скромную зарплату – казалось, банкротство сидело на носу. Позже про Зырина скажут, что он – один из немногих в стране, кто своим чутьём и прозорливостью руководителя вытащил-таки своё предприятие из долговой ямы и поставил его на надёжные рыночные рельсы. Уже к 2008 году работников стало 692, взлетела зарплата. Только налога на прибыль уплатили более 30 миллионов. Задумались о лизинге, обновили механизмы и суда, и главное – вновь создали мощный коллектив. Тобольский порт назвали лучшим в России, ведь он обогнал по работоспособности, объемам перевалки грузов и качеству переработки даже известные крупные порты востока, юга и европейского севера России.

Новый кризис ударил в 2009-ом. Чистой прибыли получили аж в два раза меньше, чем в прошлом году. Тогда в таблице основных показателей в работе порта практически все графы шли со снижением, но одна выделялась знаком «плюс» – расходы на социальные нужды. Их сохранили и даже увеличили. Материальная помощь нуждающимся работникам, ветеранам предприятия, участникам боевых действий, малоимущим и многодетным семьям, юбилярам здесь всегда стояла во главе угла, даже в самой тяжёлой ситуации. И в этот раз смогли – общими усилиями поднялись с колен.

Сегодня детище Виктора Зырина может принимать и перерабатывать практически любые грузы. Тобольский речной порт объединяет 12 механизированных причалов общей протяжённостью 800 метров, подъездные железнодорожные пути, автодороги, материально-техническую и ремонтную базы, флот. И даже несмотря на то, что в целом по России снижаются производственные показатели во внутреннем водном транспорте, тоболяки их, наоборот, увеличивают. К примеру, объёмы перевозок в прошлом году выросли на 3% (по сравнению с 2015-ым), а переработки грузов – и того больше. В 2016 году выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг речпорта побила все былые рекорды. В результате чистая прибыль выросла более, чем в три раза по отношению к позапрошлому, 2015 году.

Работники порта знают, что с руководителем, которого жизнь хорошо научила держать любой удар, – спокойно. Предприятие Зырина настроено на большое будущее. На перспективу планирует обеспечивать строительство и ремонт автодорог в ХМАО, а также в Тобольском, Уватском и Вагайском районах, оказывать портовые услуги для нужд нефтегазовой промышленности и жилищного строительства. И, конечно, сотрудничать с предприятиями, которые строят объекты Западно-Сибирского комплекса глубокой переработки углеводородного сырья в нашем городе.

А наш пазл был бы не полным, не добавь мы тот факт, что с лёгкой руки Виктора Владимировича двенадцать лет назад запустился процесс реконструкции и возрождения Тобольского рыбзавода. Не дело это, сказал однажды Зырин, чтоб рыбаки свою продукцию возили неведомо куда, когда под боком своё предприятие есть. Которое, к слову, теперь приносит городу большую прибыль.

Он участвует в решении самых разных вопросов жизни родного Тобольска, будь то социальные, образовательные, спортивные,или же общественного порядка и охраны экологии. Его наград и медалей, конечно, не перечесть. В 2006 году имя Виктора Зырина вошло в Национальную энциклопедию личностей Российской Федерации как наиболее эффективного менеджера предприятий России. А шесть лет назад городская дума присвоила ему звание Почётного гражданина Тобольска.

Читайте также: