Отрада Шайдуллы

фото Дарьи Федотовой

Инженер-механик Шайдулла Хамидуллин оставил многолетнюю карьеру, чтобы возродить интерес к несправедливо забытой национальной обуви сибирских татар. Теперь он шьёт кожаные сапожки, да не простые, а непременно с древним орнаментом, восстановленным по крупицам в исторических книгах.  

Стежок, ещё стежок – это только с виду вышивальная игла ныряет в изделие как по маслу. На самом деле, чтобы «расписывать» кожу нитью, говорит мастер, сильные руки нужны. Только спустя четыре года он наловчился создавать уникальный национальный шедевр за неделю, раньше методом проб и ошибок корпел над ним в разы дольше.

Мы встретились в его рабочем кабинете – дома, в обычной комнате городской квартиры. Здесь всё не так, как может показаться на первый взгляд. Творческий хаос – вовсе не беспорядок, а разложенные по своим местам крючки да нитки: с закрытыми глазами берёшь, что надо. Во главе стола, казалось бы, старенькая швейная машинка – опять обман зрения. На деле это чудо техники: опытный инженер снял лишние детали, укрепил колесо, подобрал иглы и теперь агрегату под силу аж четыре слоя кожи. Покажется кому-то и то, что бизнес, мол, неплохой. Но снова неверно. Не ради собственной выгоды мастерит Шайдулла Анварович. Просто доказать хочет, что есть всё-таки у сибирских татар наследие и традиции, а кто считает по-иному, сильно ошибается. В одиночку миссия почти невыполнима, нужны ученики. Только где их искать – пока загадка.

– Многие никак не найдут своё дело, – размышляет умелец. – А я скажу, что холодный расчёт тут не помощник. Просто надо заниматься тем, что интересно. Тогда к твоему занятию жизнь сама приведёт.

Он знает, что говорит. Много лет Шайдулла Анварович отдал профессии, даже руководящие должности занимал. После окончания индустриального института остался в Тюмени работать в Главтюменьгеологии. Но со временем покончил с неинтересным, хоть и доходным, занятием. Сердце стало подводить, да и в Тобольск тянуло, поближе к родной деревеньке Кобяк Вагайского района.

Шайдулла вспоминает, как выстроил на малой родине дом, как понял, что пора украсить его – к резьбе по дереву всегда был неравнодушен. Сам не заметил, как превратил своё жилище в настоящий терем, соседи до сих пор диву даются. Потом увлёкся печами и каминами, стал делать мебель. А однажды просто сшил тапочки – старые сапоги жены и дочек никогда не выбрасывал, откуда-то знал, что кожа с голенищ ему ещё пригодится. Так открылась в его истории новая страница.

К тому времени в орнаментах Шайдулла был профи – изучил национальные мотивы в древних архивах, когда резьбой занимался. Оказывается, нет такой библиотеки на нашей тюменской земле, и даже в глухих деревнях, где бы он для этого не побывал. Сегодня же затейливые магические линии есть на всех изделиях, что рождаются в руках талантливого человека, будь то туфельки, сапожки или головные уборы. Первые тапочки стали тогда опытным вариантом, и весьма успешным. Теперь тех, как сам мастер называет, «артефактов» уже не сохранилось. Зато по всей Тюменской области «шагают» не меньше полусотни расшитых национальными узорами сапожек.

– Тамбурная вышивка традиционна для тюркских народов, – рассказывает Шайдулла Анварович. – Но если раньше ею украшали одежду и головные уборы, то я применил её для декора сапог.

В Татарстане мастеров, которые занимаются именно обувью национальной, не мало. В Тюменской же области и ближайших регионах Хамидуллин такой один. Он часами может рассказывать о том, что у многих народностей шикарные костюмы, а красивой обуви нет – надевали всё подряд. В доказательство открывает энциклопедию, демонстрирует иллюстрации. И только у татар она всегда была, есть и будет – несколько лет назад он нашёл о том свидетельства!

Каждый сапожок Шайдулла украшает орнаментом, который, как считалось ещё две с половиной тысячи лет назад, защищает человека от злых духов. «Бараньи рога» – символ изобилия, «солнечная птичка умай» – покровительница женщин и детей, семейного очага, «древо жизни» – сильный оберег. К тому же сам мастер придумал мотив, который назвал «волнами Иртыша» и пустил их по кромкам тюбетеек.

Сегодня в его блокноте – с десяток записей или работ, которые нужно закончить за пару месяцев. Тут и сарауч – национальная налобная повязка сибирских татар, на которой мастер восстанавливает узор двухвековой давности (его Шайдулла нашёл в Ембаевском музее). И сапожки для москвички, и сумка – расслабляться некогда.

– Грустно только, что не стоит очередь из молодёжи за моими знаниями, – вздохнул Шайдулла Анварович. – Одна внучка Азалия – моя отрада. Лет с пяти то и дело просит деда научить вышивке. Думаю, с ней-то мы хорошо поработаем, тем более мне так много надо ещё рассказать людям!

Читайте также: