Как в Тобольске мух хоронили
Похоронная процессия прошла улицей Мира, Александровским садом, упёрлась в старое здание. Крупные сентябрьские бархатцы падали под ноги и испускали последний цветочный вздох, раздавленные каблуками.
Каблуки – не простые, на туфлях узорчатых, под юбками расшитыми. На парнях – косоворотки, в руках – трещотки. Не во всех, правда – кто цветы держал, кто слёзы утирал, а кто – гробики из овощей нёс.
Центр традиционной русской культуры «Дом Спиридон» изрядно потрудился, листая страницы фольклорных журналов, календарей и монографий, и накопал-таки информацию о том, как по стародавнему обычаю мух закапывали-хоронили. В Семёнов день, по поверью, семерых одним ударом можно убить. Поговаривали, мол, убьёшь муху до Семёна-дня — народится семь мух; убьешь после Семёна-дня — умрёт семь мух. Специально никто никого не убивал, но обрядовое действо соблюли.
Этнографические раскопки рассказали, что старинные русские девушки вырезали из овоща гробик, клали туда мух, торжественно и с причитаниями предавали насекомых земле. А из избы гнали прочь живых – рукотёрником либо штанами. Притом воздействие штанами, обещали, неизмеримо результативнее. Впрочем, прощание с мухами было не единственной целью обряда. Девушки выходили не столько мух хоронить, сколько себя показать: парни выбирали среди разнаряженных девиц себе невесту.
В 19-м веке это стало обычаем скорее потешным, в 21-м тоже не упускают случая повеселиться. Ну не без надежды, конечно, что мухи-комары и прочий гнус с этого дня исчезнут с глаз долой. Оттого похоронная процессия шла, как положено: с песнями, цветами и причитаниями. Погоревали о тех, без кого и ложка варенья не мила, чьё повсеместное присутствие не ценили, а повседневную близость осуждали. Погоревали – да пора и честь знать, день-то праздничный. Оттого и песни поются весёлые, и блины едятся с аппетитом. Ну и без кутьи, каши из цельного зерна, да киселя дело не обошлось.
И сами позабавились, и народные обычаи вспомнили. Ну, и мух заодно извели. Наверное.