Непобедимый Труффальдино
Ho fatto una gran fadiga, ho fatto anca dei mancamenti, ma spero che, per rason della stravaganza, tutti sti siori me perdonerа – этой репликой Карло Гольдони завершил в 1749 году свою новую пьесу. Как драматург он тогда был ещё не очень известен и даже покинул родную Венецию, ради адвокатской практики перебравшись в Тоскану.
И вот Гольдони пишет «Слугу двух господ» и отправляет своего героя, Труффальдино, из Бергамо прямиком в Венецию. А в это время в Тобольске…
В Тобольске в том году ничего особенного не происходило. Из громких событий разве что прибытие нового митрополита Сильвестра да освящение храма Архангела Михаила. Ну, ещё Корнильевы стекольную фабрику в Верхних Аремзянах запустили.
А Труффальдино спал. Как и полагается всякому порядочному дзанни, набедокурив преизрядно, он притомился да и задремал в первой попавшейся гондоле. И надо же было такому случиться, что неизвестные в масках вытащили судёнышко-колыбель не куда-нибудь на Набережную неисцелимых, а прямиком на сцену тобольского театра.
И – уж такой это персонаж, – оказавшись в незнакомом месте перед незнакомыми людьми, Труффальдино не смутился и тут же принялся ломать комедию. Не в одиночку, разумеется. Запестрела она, заговорила-заспорила, кувырком пошла.
Панталоне и дочь его Клариче, Доктор Ломбарди и Сильвио (его сын), лукавая служанка Смеральдина и ловко колыхающий огромным пузом Бригелла. Все здесь, все на месте, как и полагается в комедии дель арте. Ну а позже и Беатриче Распони с хлыстом и шпагой появится. И, конечно, грозный влюблённый Флориндо Аретузи – куда же без них.
Про плута, умудрившегося служить двум господам одновременно, всякий знает. И помнит каждый, чем пылкие сердца, в конце концов, успокаиваются. Но театр… Волшебное всё-таки предприятие – взяли его служители да и рассказали историю, придуманную 268 лет тому назад, свежо да увлекательно. Со всем, впрочем, уважением к литературной основе и традициям.
Безумные игры с сундуками и головокружительная сцена обеда – Труффальдино успевает всюду, а где его прыти не достаёт, прибегает к отговоркам, нелепости которых Флориндо и Беатриче с слепотой, свойственной влюблённым, не замечают. Но добродетель торжествует, и вот уже лжеца самого подают к столу, обёрнутым в лист салата. И деваться ему некуда, но всё же…
Он и сам влюблён и этим должен искупить свои жестокие шалости. Труффальдино в финале вновь забывается сном, и звёздное небо поёт для него ночную серенаду, а Мать-Венеция оберегает покой. И проснуться бы ему надо совсем другим человеком…
Но персонаж, проживший без малого три столетия, мне кажется, побеждает концепцию режиссёра. И когда в финале на заднике сцены появляется проекция «лицо Труффальдино крупным планом», то поневоле вспоминается зловещая кибер-физиономия Джоба из старого фильма «Газонокосильщик».
Труффальдино, пусть и мелкая, но всё же часть той силы, которая если и делает добро, то всё-таки всему желает зла. Его невозможно изменить (обыграть, обхитрить, переловчить). Иначе это будет уже не Труффальдино.
Однако обо всём этом можно и не задумываться, а просто наслаждаться добротно слаженным спектаклем, как весёлой фантасмагорией. Режиссёр Вероника Мерк напридумывала множество интересных ходов и уморительных штучек. Художник Ольга Трофимова создала великолепные костюмы. Ну а режиссёр по пластике Лиана Токарева постаралась удивить нас, зрителей, танцами и прочими телесными эскападами (и ей это удалось сполна).
Артисты в спектакле «Слуга двух господ» тоже порезвились на славу. И мы, конечно, назовём их: Николай Кашевский (Панталоне), Кристина Верочкина (Клариче), Николай Макаренко (Ломбарди), Роман Турчин (Сильвио), Ирина Полыгалова (Смеральдина), Алексей Чупин (Бригелла), Наталия Пономарёва (Беатриче), Павел Жук (Флориндо), Андрей Михалёв (Труффальдино). Ну и гондольеры в масках – Алексей Лалаев и Марат Камалиев.
Аплодисменты адресуем всем, работавшим над спектаклем. Аплодисменты театру, закрывшему им трудный и яркий сезон.