В Тобольске старину выжигают намеренно

Фото Дарьи Федотовой

Поговаривают в местном сегменте Сети. Очередным поводом стал сгоревший недавно ещё один памятник деревянного зодчества (Семакова, 58).

По мнению комментаторов, выгодно это администрации города. Они считают, что после пожара земля, на которых стояли объекты исторического наследия, будет продана «какому-нибудь бизнесмену, где он постоит коттедж».

Разбираясь в этом вопросе, мы обратились к заместителю главы города Ивану Нефидову, курирующему имущественную сферу Тобольска. И вот что он рассказал:

— Если памятник культурного наследия включён в реестр (перечень объектов культурного наследия), исключить его оттуда практически невозможно. На сегодня в реестре Тобольска 221 памятник, и больше половины из них являются утраченными либо находятся в неудовлетворительном состоянии.

Но при этом исключить их оттуда мы не можем. А значит, и земля под утраченными объектами остаётся неприкосновенной. Даже если там остался пустырь, мы всё равно не имеем права эту землю использовать. И построить на пустующей земле жильё или социальные объекты невозможно.

Приведу вам пример: в прошлом году глава города вместе с заместителем губернатора пытались исключить несколько совершенно утраченных объектов из реестра, в ответ пришёл отказ. Также неоднократно у нас появлялись инвесторы с достаточно интересными предложениями, готовые построить на подгорных пустырях магазины и офисные здания в старинном стиле. Это был бы отличный вариант для развития нижнего посада, но … официально эта земля занята памятником культурного наследия.

Перспектива получить данную землю появляется только в том случае, если инвестор готов восстановить утраченный объект в первозданном виде. Как известно, финансово очень затратно сделать проектную документацию исторического здания. И в бюджете нашего города, который является дотационным, не заложено средств на такие работы.

Тем более все объекты культурного наследия находятся в основном в федеральной собственности, часть в региональной, соответственно, финансирование на их реставрацию идёт не из городского бюджета.

Но муниципалитет пытается в рамках своих финансовых возможностей производить некоторые мероприятия – то есть огораживать памятники культурного наследия. Так, после переселения граждан из ветхого и аварийного жилья заключаются контракты по сносу этих объектов, а памятники обносятся забором. У нас остаётся ещё 11 жилых домов, признанных объектами культурного наследия, которые подлежат переселению.

И даже для того, чтобы поставить забор вокруг памятников, в том числе утраченных, необходимо направить в департамент области соответствующее ходатайство, потом ждать согласования. Отмечу, что в муниципальном бюджете не заложено средств на процедуру огораживания данных объектов. И субсидий из области на это также не предусмотрено. Таким образом, установка ограждений делается только в рамках сформировавшейся экономии.

И потому, когда граждане говорят, что администрации выгодны пожары – это неправда. Никто из нас с вами не заинтересован в пустырях с развалинами и обгорелыми плахами. И надо признать, что частенько это последствия деятельности наших же граждан.

Как сообщают жители, в таких домах часто видят играющих детей или лиц без определённого места жительства. И правоохранительные органы будут разбираться по поджогу на улице Семакова, 58.

Наталья Юрьева

Читайте также: