Год театра. Территория поэзии. Читали стихи, смотрели кино вместе с Анатолием Белым
Вторым сеансом «Территории поэзии», совместного проекта компании СИБУР и фестиваля-школы современного искусства «Территория», стал киносеанс. Заслуженный артист России, актёр МХТ имени Чехова Анатолий Белый приехал в Тобольск сам и привёз «Кинопоэзию».
«Кинопоэзия» — просветительский и образовательный проект, цель которого – создание жанра, соединяющего поэзию и кинематограф: поэтического мини-фильма.
На большой сцене Тобольского драматического театра на час воцарились два голоса, электровиолончель и электрогитара. Актёры Анатолий Белый и Алёна Бабенко, музыканты Дарья Ловать и Максим Ротшильд показали, какими они видят и слышат давно знакомые нам стихи Цветаевой и Есенина, Пастернака и Бродского.
Озвучили и показали более 20 стихотворений – голосами, музыкой (ну наконец-то первые и вторая звучали в унисон!) и образами. И пушкинские строфы зажигались и гасли на улицах мегаполиса, и будто не на струнах, на нервах зрителей играл смычок Дарьи Ловать. А после спектакля артисты, как уже повелось на «Территории поэзии», обсудили с залом стихи, творчество и немного личного. Вопросы в этом интервью задавали зрители.
— Вы уже второй раз привозите в Тобольск поэтическую программу, сколько всего их у вас?
— Программу с этими стихами, в этом составе мы представляем впервые. Можно сказать, на тобольской сцене состоялась премьера. Во МХАТе, на 11-м этаже, собрались и вчетвером сочинили. Но сейчас нам кажется, что можно было и подлиннее программу написать – часа эдак на два-три, — оценивает потенциал тобольских зрителей Анатолий Белый.
— Кто автор музыки к спектаклю?
— Здесь три составляющих: «Oblivion» Пьяццоллы, временами – импровизация, частично – мелодии нашего сочинения, — как по нотам раскладывает Максим Ротшильд.
— Что вас подвигло на то, чтобы не читать стихи, а показывать их?
— Я увлёкся стихами с детства. Мама, учительница немецкого в школе, много читала со сцены, заставляла нас, её детей, учить стихи наизусть – для тренировки памяти. Потом это ушло на второй план. Только позже я понял, что стихи – это то, чем я хочу заниматься. Я никогда не запоминал их для чего-то, учил только те, что по-настоящему западали в душу. Но просто читать было скучно, хотелось чего-то ещё…. Сейчас же модно всё это – синтез, коллаборация… Так и родился этот жанр, соединяющий образы, мысли, метафоры, смыслы. Наши работы позволяют зрителям по-новому не только услышать, но и увидеть стихи. Эти фильмы могут стать и новым инструментом в изучении русской поэзии в школах и вузах.
Я не хочу, чтобы стихи уходили куда-то в прошлое. Мне хочется поймать их за хвост и вернуть. Работа над мини-фильмами вызывает неподдельный интерес моих коллег, они сами звонят и спрашивают – нельзя ли поучаствовать, — объясняет главную мысль Белый.
— Я сама пишу стихи… И могу дать совет: сделайте свой кинопоэтический фильм: нарежьте видео, положите на музыку, запишите стихи. Вы увидите, что с вами случится. Что – я говорить не буду, — интригует Ловать.
— Терпеть не могу читать стихи со сцены. Это слишком личное, их хочется читать тихо, под одеялом. Но спасибо Анатолию, что вытащил меня из-под одеяла, — признаётся Бабенко. – Мне нравится открывать в стихотворениях новые смыслы, ставить свои акценты.
— Музыка часто сопровождает различные действа. Но здесь перед нами стояла задача достроить образ, не вторгаясь в текстовую ткань. Чтобы читать стихи со сцены, нужна определённая дерзость. А музыканты любят дерзких и отчаянных – это круче рок-н-ролла, — считает Ротшильд.
Те, кто не смог увидеть сеанс «Кинопоэзии», ещё может успеть на этот поезд. Даже не выходя из дома. Здесь https://www.youtube.com/channel/UC42iE99eFASlXYtTgTWQiwQ/videos вы найдёте более сорока поэтических мини-фильмов проекта Анатолия Белого. Мы оценили.