438-летию Тобольска. Город его «Юности»
Если бы о городах можно было говорить как о людях, то Тобольску очень подошёл бы фразеологизм «родился под счастливой звездой». Удивительно, насколько нашему городу повезло не только с географическим положением, но и с людьми.
На протяжении всей истории Тобольска ход событий естественным образом приводил сюда людей талантливых, неординарных, увлечённых, из которых в итоге сам собой формировался некий городской генотип, рождающий новые таланты. Благодаря им Тобольск стал одним из лидеров в списке сибирских городов, они прославили жемчужину Сибири своим трудом и сейчас мы с гордостью называем их своими земляками.
Строители и нефтяники, энергетики, мостостроители – люди самых разных специализаций разбавили город в конце 1960-х, начале 1970-х. С открытием нефтяных кладовых на севере Тюменской области повысилось внимание и к Тобольску как к уникальному, богатому историей городу, который оказался на перекрёстке водных, железных, трубопроводных и автомобильных путей сообщения. События тех далёких лет достойно и прочно внесены в киноленту истории города благодаря талантливым и преданным своему делу мастерам. Имя одного из них мы хотим вам сегодня напомнить.
В канун празднования 438-летней годовщины Тобольска исполнилось 85 лет со дня рождения заслуженного работника культуры России и преподавателя кинофототворчества Тобольского училища искусств и культуры, стоявшего у истоков рождения местного телевидения, Анатолия Семёновича Головкова. Чудесным образом переплелись две судьбы: прекрасного сибирского города и восхищённого им художника.
– Где бы что ни происходило, туда пешком и с неизменной камерой устремлялся Анатолий Семёнович, – с теплотой вспоминает Галина Рублёва, бывшая ученица и соратница Головкова, педагог с 39-летним стажем. Когда-то вчерашняя выпускница Галя стояла перед непростым выбором: какому отделению КПУ отдать предпочтение? Петь, танцевать и играть она уже умела, хоть и на любительском уровне, а вот слова «кино, фотосъёмка» завораживали. Её педагогом и эталоном стал Анатолий Семёнович. И она никогда не сожалела о сделанном выборе. С первого курса студентка влилась в ряды любительской киностудии. Она помнит свой творческий путь: и дипломную работу, посвящённую 175-летию сказки «Конёк-Горбунок», и участие в съёмках фильмов, и победы «Юности» на различных фестивалях. Незабываемо и то, что кадры киностудии попадали даже в программу «Время», и то, что киноальманахи, которые делала «Юность», показывали в кинотеатрах перед трансляцией художественного фильма.
– Невероятно добрый, порядочный, восторженный и преданный своему делу, он никогда не считался со временем и отдавал нам, своим ученикам все свои знания и опыт, – вспоминает Галина Андреевна о своём педагоге. – Он очень любил Тобольск, изучал его историю досконально и нас напутствовал: «Не будете знать историю, не получите ожидаемого качества своей работы».
Сложно сказать, что было первично в судьбе Анатолия Семёновича: любовь к Тобольску или кинематографу. Подростком он пересмотрел все фильмы не по одному разу и завороженно наблюдал из аппаратной знакомого киномеханика, как полоса света, спроецированного на экран, таинственным образом рождает самые искренние чувства: радость, слёзы, негодование, восхищение. Головков окончил школу № 13 в 1958 году, выбор профессии был предопределён. Анатолий поступил учиться в техническое училище, где готовили киномехаников первой категории. Получив теоретические знания и необходимые навыки, всегда искал свой, особенный ракурс и видел больше, чем это могла передать камера, поэтому был в поиске новых творческих решений.
Он снимал зарисовки, делал фильмы по истории города, фиксировал ключевые моменты строительства нефтехимкомбината и нового города. Это, по сути, полувековая история Тобольска.
С уникальных кадров 1969 года – прибытия первого поезда в Тобольск началась деятельность любительской киностудии «Юность». И как когда-то фильм братьев Люмьер о прибытии поезда стал легендой в мире кинематографа, тобольские кадры теперь навсегда запечатлены в истории. Появлению «Юности» провинциальный город обязан трём энтузиастам, преподавателям кинофотоотделения культурно-просветительского училища: Анатолию Семёновичу Головкову, Юрию Геннадьевичу Пачежерцеву и Валерию Ивановичу Злыгостеву, которые сумели объединить вокруг себя таких же увлечённых студентов.
Почему «Юность», спрашивали у них, а они улыбались и говорили: «Посмотрите на нас. Все мы молоды и полны оптимизма, и разве можно было назвать свою киностудию как-то иначе?»
После открытия железнодорожного моста на тобольской земле началась Всесоюзная комсомольско-молодёжная стройка. Тогда ею грезила вся молодёжь СССР. И «Юность» снимала начало строительства НХК, в кадр попали прибытие первого комсомольско-молодёжного отряда «Корчагинец», погружение первой сваи на месте будущей сырьевой базы, разгар социалистического соревнования среди бригад монтажников, отделочников – до боли знакомые лица. А вот идут штукатурные работы на строящихся в четвёртом микрорайоне домах, а это – монтаж одного из корпусов НХК. Запечатлели операторы «Юности» и моменты профессионального праздника строителей, начало строительства самых первых общежитий в 6 мкр. Её участники создавали фильмы о знаковых событиях и просто ежедневной жизни города – и свадьбы, и рождение стотысячного жителя.
Было, было что снимать и что показывать. Жизнь тогда не шла – кипела. Кипела энергией юности, энтузиазмом, новыми планами и их воплощением. И также кипели идеями участники «Юности», покадрово, пошагово отражая великую стройку или просто будни строителей и горожан. И таких кадров в сохранившихся плёнках много.
«Жизнь в конце 1969-го и начале 1970 годов кипела и была наполнена творческими поисками и победами. Город менялся буквально на глазах, обустраивалась железная дорога «Тюмень – Сургут», строился железнодорожный вокзал, крупнейший в Сибири речной порт, появились новые микрорайоны. Не осталась в стороне и наша любительская студия «Юность». Мы прекрасно понимали, что сегодня – событие, а завтра – история», – писал в своей рукописи Анатолий Семёнович. Уникальный материал о наводнениях в 1970 и 1980 гг., сохранившийся в фото- и киноверсиях – не только ценные свидетельства жизни города, но и важные вехи в профессиональном становлении.
– Мы снимали в экстремальных ситуациях, с вертолёта, что в дальнейшем пригодилось как в преподавательской работе, так и в создании фильмов, – констатировал Головков. Его неопубликованная рукопись посвящена хронологии значимых событий Тобольска, людям, стоявшим за ними, кадровым перестановкам в творческой сфере, а также путях становления профессии в стремительно меняющейся инфраструктуре города. Так, в воспоминаниях о снятом Анатолием Семёновичем и его коллегами В. И. Злыгостевым и Ю.Г. Пачежерцевым 17 января 1972 года фильме «Порт на Иртыше», впервые участвовали люди с производства, обычные рабочие. На областном смотре любительских фильмов «Порт на Иртыше» получил первую премию, а в 1973 году на международном фестивале «Киномарина» в Одессе – бронзовую медаль.
У Анатолия Семёновича Головкова за его долгую и наполненную творчеством жизнь снято несколько десятков таких ярких фильмов. Почти все они удостоены дипломов и званий лауреата областных, всероссийских и всесоюзных фестивалей самодеятельного киноискусства. Их автор – обладатель большой золотой медали всесоюзного кинофестиваля.
В январе 1974 года на Московском Всероссийском смотре художественной самодеятельности два фильма «Юности» «Путь через Иртыш открыт» и «Оптимисты» получили дипломы первой степени. Так вся страна узнала о строительстве железнодорожного моста в Тобольске. 1974 год, по признанию самого маэстро, становится для творческой группы самым урожайным годом с начала открытия специализации. На всероссийском смотре туристических фильмов «Оптимист» был удостоен диплома первой степени. И в этот же год ученики Анатолия Семёновича Н. Бурундукова, Н. Полякова, Л. Трифонова сняли фильм «Погиб под Даманском» о тоболяке-пограничнике Александре Шестакове, героически погибшем при исполнении воинского долга. Многие приёмы талантливые протеже Анатолия Головкова употребили настолько мастерски, что бесхитростный рассказ о нашем земляке стал лидером показа.
– В зале стояла какая-то торжественная тишина, – рассказывал педагог,– смерть героя придала его жизни особую значимость, а воспоминания о нём – благодарную память.
Вот она, вершина мечтаний, – теперь его фильмы и первые проекты его учеников будят в зрителе доброе и вечное! А в 1984 году в Тобольске по инициативе Анатолия Головкова состоялся областной фестиваль любительских фильмов. Он собрал около 200 человек. Мероприятие стало своего рода обменом новаторского опыта кинематографов региона и гостей.
– Оригинальный приз из кости изготовлен мастерами косторезной фабрики художественных косторезных изделий под руководством Минсалима Тимергазеева: над макетом Тобольского кремля взвивается кинолента, несущая знаменитого Конька-Горбунка. Эта миниатюрная композиция для победителей впервые организованного областного фестиваля любительских фильмов на приз лауреата премии Тюменского комсомола народной самодеятельной киностудии «Юность», – писал в заметке «Тобольской правды» член творческого объединения киностудии «Юность» Виктор Горохов. Деятельный и многогранный, наш талантливый земляк всегда стремился к совершенству. Пожалуй, нет сферы жизни любимого города, которую бы ни запечатлела его камера. Анатолий Семёнович Головков был ещё и одним из первых в Тобольске туристов-краеведов, возглавлял оздоровительный лагерь на Карачинском озере, организовывал городские и областные слёты туристов. А ещё он стоял у истоков рождения местного телевидения. В своих воспоминаниях Анатолий Семёнович с благодарностью отзывается о том прекрасном времени, когда совсем не было цензуры, а было «упоение свободой». Новое дело увлекало, вдохновляло, заставляло искать необычные формы подачи материала на телеэкране.
– 7 января 1989 года впервые на кабельном телевидении вышла информационно-развлекательная программа местной студии ТКТ – Тобольского кабельного телевидения. Её подготовила творческая группа народной киностудии «Юность» и Тобольского училища искусств и культуры имени А.А. Алябьева, – повествует одна из глав рукописи Анатолия Семёновича. – Кабельное телевидение в Тобольске появилось благодаря руководству Тобольского нефтехимического комбината, в структуре которого было создано творческо-производственное объединение «Рекорд» во главе с Александром Костылевым. В течение девяти месяцев в новых микрорайонах города специалисты цеха связи ТНХК смонтировали кабельные сети. И далее – весь последовательный процесс, которому были обязаны тоболяки появлением местного телевидения: На рабочем совещании с участием председателя горисполкома Аркадия Елфимова и генерального директора ТНХК Владимира Юдина было принято решение о создании местных телепрограмм и их трансляции с сентября 1989 года. Первый информационный сюжет на телеэкране был посвящён громадным очередям в магазинах за товарами первой необходимости для многодетных матерей и рассказом о театральном музее, созданном художником Геннадием Кустовым, и о недостроенном здании детской художественной школы, об открытии филиала Казанского химико-технологического института. Было выпущено семь программ ТКТ. В их создании активное участие принимали художественный руководитель, режиссёр и ведущий Анатолий Головков, видеооператор и режиссёр монтажа Виктор Головков, видеооператоры Владимир Ветцель, Анатолий Мыртынов, Валерий Злыгостев, художник Светлана Неумоина.
Материалы действительно уникальные в контексте истории Тобольска – от первых любительских съёмок до первых телевизионных сюжетов. Они всегда будут интересны как широкому кругу пользователей, так и для популяризации каких-то событий, связанных с нашим городом. Благодаря этим уникальным кадрам мы можем ощутить дух того времени и увидеть прежние улицы Тобольска, кажущихся сейчас почти незнакомыми, деревянный драмтеатр, кинотеатр «Союз», небывалое наводнение 1979 года, рождение сегодняшнего Комсомольского проспекта…
Серый день, серые люди, и только вдалеке выглядывает солнце – как символ светлого будущего, который ожидает Тобольск. В них сама жизнь и наш Тобольск.
– Пусть грязный, пусть неухоженный – тем радостнее признавать, что наши родители не зря трудились, чтобы превратить его в сегодняшний город. А бесценные чёрно-белые кадры кинохроники «Юности» позволяют нам сравнивать, любить город и дорожить им ещё больше, – считает одна из поклонниц творчества Анатолия Семёновича Головкова.
Даже для того, чтобы просто перечислить имена всех, кем гордится наш город, нужна не одна статья. Это градоначальники и артисты, врачи и спортсмены, учёные и учителя, музыканты, инженеры, строители и писатели, художники и фотографы. Человеком, которым будет гордиться родной город, может стать любой из нас. Если будет ощущать свою сопричастность к тому, что происходит вокруг, и свою ответственность за это, если будет любить свой город и желать видеть его, а значит, и свою жизнь, лучше. Ведь город — это ты и я.
Отдельная благодарность за предоставленную рукопись и воспоминания преподавателю Тобольского многопрофильного техникума Галине Андреевне Рублёвой
Некоторые факты из биографии А.С. Головкова:
- Обладатель золотой медали всесоюзного кинофестиваля, диплома ВДНХ СССР и бронзовой медали международного кинофорума в Одессе.
- Создал кинолегенду по уникальной летописи тобольского самородка Семёна Ремезова, работал над фильмом о поэте Петре Ершове.
Возглавляемая им киностудия «Юность» получила звание «народного самодеятельного коллектива» и вошла в десятку лучших киностудий страны.- Вместе с сыном Виктором трудился над дилогией о семье последнего русского царя.
- Автор и ведущий первой информационно-развлекательной программы тобольского кабельного телевидения, которая вышла в 1989 году.
- За 48 лет педагогической деятельности в Доме пионеров и Тобольском колледже искусств и культуры подготовил более 2000 человек
- Стоял у истоков рождения местного телевидения. Он участвовал в создании информационно-развлекательной программы Тобольского кабельного телевидения, вёл её как режиссёр киностудии «Юность». В передаче содержались видеосюжеты о реставрации драматического театра и строительстве новой художественной школы в нагорной части города.
- Галина Коваленко, фото из архива ТКПУ