Всемирному дню театра. Сибирские истории Елены Воронович

Не Елена Воронович, но Мария Александровна Москалёва (спектакль «Дядюшкин сон», режиссёр Виталий Дьяченко, фото из личного архива актрисы)

Иногда и сам артист не знает, с чего для него начался театр. С первых нот знакомой сказки на ТВ-экране, или с театра юного зрителя, или с томика Чехова, забытого в читальном зале переплётом вверх, или с натянутой простыни, над которой разыгрывается кукольная история…

Иногда и сам артист не знает, с чего для него начался театр. С первых нот знакомой сказки на ТВ-экране, или с театра юного зрителя, или с томика Чехова, забытого в читальном зале переплётом вверх, или с натянутой простыни, над которой разыгрывается кукольная история…

Актриса Елена Воронович сама удивляется, как пятилетняя ребятня выдумала эту игру: в театре никто из них не был, а сказки они тогда слушали по радио.  Но сарай вдруг превращался в зрительный зал, простыня служила и занавесом, и сценой, а куклы   обретали голоса и рассказывали  собственные истории.

Потом, конечно, будет и настоящий зрительный зал – и не один, и реальная сцена под ногами, и гастроли… Но свои первые гастроли Елена помнит до сих пор: юные артисты дома пионеров возили свои спектакли по пионерским лагерям и даже получали первую «зарплату» – макаронами в школьной столовой. И потрясающий вкус тех макарон Елена помнит и сейчас, хотя умеет и любит готовить, и каких только блюд, сочинённых ею на ходу, и от этого, наверное, ещё более вкусных, не приходилось отведывать её домашним.

Наша справка

Актриса Тобольского драматического театра имени П.П. Ершова Елена Анатольевна Воронович родилась в городе Копейске  Челябинской области. Окончила Екатеринбургский театральный институт. Работала в театрах Актюбинска, Кустаная, Тобольска.

С Тобольском Елена связала свою жизнь и творческое бытие, и 2025 год стал для неё особенным – она отметила 30 лет на сцене нашего драматического театра.

– В Тобольск я попала зимой, – вспоминает актриса. – Ехала с вокзала до города, смотрела в окно и не могла насмотреться: снег, деревянные домики, кремль…

Телеграмма, вызывавшая  на работу в Тобольск, требовала её скорейшего выхода на сцену, переезд был стремительным, и после Казахстана – степь, аулы – сибирский городок образца девяностых казался ей декорацией к кинофильму.

– Я застала в театре стройку, мы репетировали, а по сцене тут же несли песок, гримёрка была одна на всех, но я не огорчалась, да и некогда было – окунулась в работу, вводилась на роль в спектакль под руководством тогдашнего главного режиссёра Виктора Синицына. В то время были «Школьная комедия», «Нашествие», «Гусар из КГБ», «Жила-была Сыроежка» – каждый месяц новая премьера.

А сколько потом будет тех ролей   за 35 лет в нашем театре: Марина в «Дяде Ване», Дарья Бурыкина в «Шуте Балакиреве», Фроська в «Бесприданнике» – это только из последних. А  «Забыть Герострата», «Шутки в глухомани», «Екатерина II», «Ещё раз про Л…», «Дом Бернарды Альбы», а «Дядюшкин сон», «Тётки», а «Кадриль» и «Татуированная роза»? Мы уже сбились со счёта.

А ведь были до того и другие, нами не виданные, – всё-таки в профессии Елена Воронович 45 лет. Как говорил Валерий Медведев, главный режиссёр Тобольской драмы в 1999–2022 годы: «Что ей ни дай, она всё сыграет на аплодисменты».

Сама актриса смеётся, вспоминая, как, работая в кустанайском театре, получила премию за лучшее исполнение роли второго плана – Тансык в спектакле «Поэма о любви». «Ну настоящая казашка – смех, эмоции, пластика», – отметили члены жюри.

– Я не так работаю:  придумала для роли какие-то эмоции, потом сыграла её, – объясняет артистка. – Я подробно разбираю роль и все  нюансы стараюсь в себе поместить. А когда каждая деталь нашла своё место, тогда  интонация, голос, движения, походка меняются сами…

Елена Воронович – не только актриса, но и помощник режиссёра, и режиссёр-постановщик.

– Мне нравится работа режиссёра, потому что это не просто повтор того, что уже придумано, а сам процесс придумывания, это исследование, это понимание всех взаимосвязей, это выстраивание структуры.

На  нынешнем творческом  юбилее она порадовала зрителей своей постановкой «Бесприданник», давно полюбившейся нашим театралам.  А помните,  зрителей приглашали на творческий вечер актрисы в рамках проекта «О том о сём» – она читала пьесу Владимира Зуева «Мамочки»? Елена не рассказывает, как поселяла-размещала в себе эти душераздирающие роли, но замечает, что начитывала пьесу перед тем, как предложить к показу, до тех пор, пока она не перестала вызывать у неё мгновенные слёзы.

Как-то актрису Елену Воронович спросили: какое качество вы считаете в себе главным? «Стойкость», – ответила она. Сегодня артистка признаётся, что не разрешает себе  вешать нос и опускать руки. Да, в жизни – и творческой, и повседневной – не всегда всё складывается празднично, но, если надо, Елена собирается с силами и меняет обстоятельства в свою пользу. Находит новые интересы, сочиняет сценарии, ставит спектакли. Конечно, вдохновляется семьёй. Дочь Яна не пошла в актрисы, но выбрала не менее творческую профессию – стала педагогом и с удовольствием занимается с детьми.

Марина МИЛОВА

 

Вам может также понравиться...